СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГЕОГРАФИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ –

ВОЗМОЖНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ

География – интереснейшая и не простая наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие ребенку понимать устройство бытия.

В нашем образовательном учреждении была разработана и экспериментально апробирована программа по обучению дошкольников географии. На занятиях дети узнают, как люди в разных странах мира используют окружающую среду для получения пищи, воды, топлива, строительных материалов и многого другого, что может дать природа. У детей появляются знания о том, какой работой занимаются люди и как они изменяют мир вокруг себя. Узнают, как связаны между собой различные части света, как общаются между собой люди разных континентов, стран, культур, и как транспортные системы и ландшафты влияют друг на друга и др.

Детей так же интересуют вопросы о том, как изменяется окружающая среда под влиянием человеческой деятельности. Они начинают понимать какая большая и в то же время «маленькая и хрупкая» наша планета, насколько важно и необходимо защищать природу и беречь природные ресурсы. Детей удивляет тот факт, что люди не умеют ценить богатства Земли, загрязняют окружающее пространство, что уровень загрязнения природы настолько высок, что планета находятся в реальной опасности.

Занятия географией формируют у детей стремление познавать мир, а познание – есть функция не только интеллекта, но и личности в целом: происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления, представления, воображения; дети учатся воспринимать, анализировать, сравнивать, обобщать; у них расширяется кругозор, формируется эрудиция, развивается система отношений – с собой, с другими людьми, с миром в целом.

Важно понимать, что ребенок отличается от взрослого человека своей активностью, заинтересованностью и способностью узнавать всё, обо всём и обо всех. Его необыкновенная любознательность в сочетании с детской непосредственностью, доверчивостью и открытостью позволяют «впитывать получаемую информацию как губка». Организация наших занятий по принципу: «…скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я пойму» – позволяет добиться максимального успеха. Уровень абстрактного мышления ребятишек-дошкольников далек от совершенства, поэтому работа с малышами на занятиях максимально насыщена наглядностью, деятельностью, доступностью для понимания. Педагогический процесс организуется таким образом, чтобы дети имели возможность изучать географию в игровых ситуациях через эксперименты, наблюдения, исследования посредством видео- и аудио- материалов, настольных дидактических игр, пособий, карт и глобусов.

Прикладные виды деятельности создают атмосферу творчества на занятиях, помогают детям практически вжиться в образ (например, обитателя материка). Этому же способствуют элементы театрализации и перевоплощения на занятиях, работа с гримом и костюмированными показами.

Мы так же понимаем, что познавательный процесс ребенка не должен ограничиваться рамками занятия. Так, в возрастной группе организована зона практических исследований, где ребенок может в свободное время, по желанию, нарисовать что-то его интересующее, использовать тематические «разукрашки», исследовать глобус, поизучать карту мира и карты материков, рассмотреть книги, пособия, альбомы, фотографии, диафильмы, провести доступные опыты и пр. Такая организация образовательного пространства помогает ребенку «насытиться интересующей его информацией».

Так дошкольники в нашей школе имеют возможность с легкостью знакомиться с азами метеорологии, экологии, астрономии, физики, химии, геометрии, биологии, зоологии, геологии, социологии, истории, культурологии и др. – теми науками, которые синтезированы в географии.

Дети воспринимают географию как интереснейшую науку, которая появилась благодаря путешественникам и первооткрывателям, проанализировавшим и описавшим увиденное ими в экспедициях. Само слово «география» означает «землеописание». Начиная работу по программе для нас было важно, чтобы дети интересовались жизнью Земли, всеми ее тайнами и особенностями, стремились больше узнать о нашей планете и знакомиться с теми, кто ее населяет – полюбили географию как науку.

Дети-дошкольники по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Малышей интересует всё вокруг, побуждает думать, задавать вопросы, предлагать свои решения или объяснения (иногда очень нестандартные и по сути своей интересные). Ребёнок обладает природным стремлением к познанию, он склонен к открытиям, любит путешествовать, превосходит взрослых в наблюдательности и пр. Взрослым остается малое – помочь ребенку посредством организации специального пространства, привлечь его внимание к определенным фактам, явлениям, событиям, помочь ему изучить, пронаблюдать, проанализировать изучаемую область и т.п.

Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта познания, способствует организация партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где они получают возможность проявлять собственную инициативу в исследовательской активности.

Удовлетворяя любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет свои представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми, классификационными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

В дошкольном детстве у ребенка формируется любознательность и способность воспринимать новые впечатления. Если суметь сохранить эту способность в детском возрасте, – в более старшем она превращается в условие легкости и непринужденности в овладении новыми знаниями и навыками.

На наших занятиях дети так же узнают о правильном отношении человека к природе, начинают понимать, как можно ее использовать без вреда для окружающего мира и как сохранить природные ресурсы для будущих поколений.

08.11.2015 07:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!