СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению детей, созданию комфортных условий в семье.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтоб прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Взаимодействие семьи и школы основывается на общей цели: сформиро­вать сотруднические взаимоотношения между всеми участниками педагогиче­ского процесса. Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Родители - это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в различных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели, они не имеют специальных знаний в области педагогики и психологии, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. 4

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможно, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях [2].

Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Одна из главных задач педагогов - это создание условий для развития гармонических взаимоотношений в семье. Основным средством её решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах и осуществляется по разнообразным тематическим направлениям [1, с. 58].

Например, формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, сбор макулатуры и создание классной библиотеки.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВНы.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических учений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупрежу дающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Все это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Содержание работы педагога с родителями включает три блока:

  • повышение психолого-педагогических знаний родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении школой [5, с. 45].

В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия школы и семьи, усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Университет педагогических знаний - форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и, запросив родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция - это психолого-педагогическое просвещение, раскрывающее сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель- воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуаций, потому в ходе нее следует раскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логическое по­строение. Она должна иметь план с указанием основных идей, положений, мыслей, фактов, цифр. Одно из необходимых условий лекции - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, т.е. отвечать их запросам, например «Самовоспитание детей в семье», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей младших школьников в семейном воспитании», родительская гостиная «Каким бы вы хотели видеть своего ребенка?», «Технологии изучения личности ребенка» и др.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, читательскими, по обмену опытом, теоретическими, конференциями матерей и отцов. Конференции проводятся два-три раза в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание младших школьников в семье» и другие. Для того чтобы сохранить материал и привлечь внимание родителей на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Конференция, как правило, открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя, если она классная. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре, затем предоставляется слово всем желающим и подведением итогов ведущим конференции.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе.

Во многих школах родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», вечера «Встреча с профессией», концерты художественной самодеятельности, этнофестивали, приуроченные к Международному дню Семьи и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, дарований и таланта.

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношениях к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы и рекомендации по организации выполнения домашних заданий, диспута ребенка, чтения необходимой в соответствии с возрастом литературы и т.д.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в об­суждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и на­копленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны ознакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение полемики. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать выступления всех желающих, предлагать, аргументировать свою позицию, в заключение диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - умение слушать и быть услышанным, уважение к позиции и мнению любого участника.

Родительское собрание - одна из наиболее распространенных форм работы с родителями, форма анализа, осмысления. Школьные родительские собрания проводятся, как правило, четыре-пять раз в год, отражаются они в плане воспитательной работы каждого классного руководителя, в разделе «Работа с родителями». На таких собраниях обсуждаются задачи учебно- воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. Обсуждение успеваемости учащихся не является самоцелью, а напротив мостик к решению той или иной педагогической проблемы.

Виды родительских собраний разнообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и др. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на заседании родительского комитета. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями и заранее вывешивается на стенд.

При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд следующих важных положений:

  • атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы уси­ления плюсов и минусов в характере и поведении ребенка;
  • интонацию собрания (советуем, рекомендуем, размышляем вместе);
  • компетентность и педагогический такт педагога - знания, осведомленность (знание жизни каждого ребенка и не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
  • добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, эмпатия, взаимопонимание и взаимопомощь);
  • главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответа на вопросы, советы и рекомендации).

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в нашем доме», «Семейный совет», «Наши праздники», «Как мы проводим наш досуг» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать наиболее оптимальный для данной ситуации вариант способа действий.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах и проблемных сторонах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздником, приглашение на индивидуальную тематическую консультацию, беседу, советы и пожелания в вопросах воспитания детей. Главное условие успешности переписки - доброжелательный тон, радость общения (3, с. 86- 90].

Работа педагога с родителями невозможна без элемента сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, общественную жизнь класса и школы, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физической культуры. Кружки могут работать вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Система работы с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить родительские соб­рания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы [4]. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее активных, опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с ро­дителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога, входят в родительский совет. Это, прежде всего, координирующий орган разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи в решении воспитательных задач.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: только комплексный подход, включающий в себя все формы взаимодействия педагога и родителей, приведет к решению общих задач в обеспечении качественного образования, работе по профессиональной ориентации детей, воспитании нравственности и культуры поведения, формировании потребности в здоровом образе жизни.

Список использованных источников:

  1. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьника / Ю.К. Бабанский, С.А. Победоносцев. - М., 1980. -446 с.
  2. Баженов В.Г. Воспитательная работа с подростками / В.Г. Баженов. - М 1979.
  3. Методика воспитательной работы : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / [Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др ]; [под ред. В.А. Сластенина]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 144 с.
  4. Парфенова И. Организация сотрудничества семьи и школы / И. Парфенова, Е. Казакова // Воспитание школьников. - 2002. - № 3. - С, 25-27.

27.01.2019 22:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!