СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Метод игры: игры - дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра.
Приёмы:
составление диалога;
анализ текста;
устные пересказы и рассказы;
словесное иллюстрирование;
создание речевых ситуаций;
инсценирование;
дискуссии
Традиционные и нетрадиционные формы
Для обучающихся старшего и среднего школьного возраста |
Для обучающихся младшего школьного возраста |
Брейн-ринг Деловая игра Интеллектуальная игра Кроссворд Ролевые игры «Мозговой штурм» Тематический альбом Тестирование |
Викторина Игра Интеллектуальная игра Конкурс Кроссворд Конкурс творческих работ |
Игра, как всем известно, самое увлекательное занятие. В процессе игры проявляются индивидуальные способности ребенка, очень скромные могут раскрепоститься, а активные – проявить свой незаурядный талант еще больше, а главное - абсолютно все обучающиеся подходят к процессу игры творчески. Дети часто вносят что-то свое в правила, тем самым еще быстрее достигается цель каждого учителя литературы – постараться увлечь как можно больше детей чтением. Интерактивные игры необходимо использовать в процессе преподавания русского языка и литературы, ведь они формируют у учащихся умение правильно формулировать и обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию, находить компромиссы в подходе к тому или иному поступку литературного персонажа. А в итоге ученики на таких уроках не только вспоминают факты из текста произведения, но и сами готовятся к реалиям самостоятельной жизни.
Примеры игр.
«Составь текст и озвучь его»
Обучающимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Например.Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.
«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает интерес, активизирует весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Падежи существительных». Учитель бросает ученику мяч, называет существительное в каком-то падеже. Ученик ловит мяч, называет падеж и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение. «Продолжите фразу». Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо. Ученикам предлагается продолжить фразу типа: Я знаю о Владимире Маяковском, что он ….. Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…. Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков…. Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе. «Задай вопрос другу, а он – тебе». Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини?
Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.
«Напиши письмо литературному герою» Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. «Коллективное творчество» На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего. «Виртуальная встреча» Учащиеся называют литературных героев, представляют, как и где они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику. «Таинственная шкатулка» Называя предметы, лежащие в шкатулке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи. Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая). Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова). «Интерьер» Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании. «Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»). «У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». ( Н.В. Гоголь «Ревизор»). «Пословицы – перевертыши» Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу. Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят). Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче). Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит). Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.) «Дальше, дальше, дальше». Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше. 1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал). 2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма). 3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич). 4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним). 5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов). 6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж). 7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком…») 8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»: И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.) 9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов? (Хамелеон). "Пантомима". Еще одна групповая игра. Ребята получают иллюстрацию к художественному произведению и изображают без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда - соперница старается угадать, что это за произведение?
«Собери пословицу». Необходимо соединить части пословиц, при этом указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
© 2021, Фролова Надежда Владимировна 1580