СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дети с ограниченными возможностями здоровья или дети с особыми образовательными потребностями – это дети, имеющие особенности в физическом и (или) психическом развитии.
На этапе поступления детей в школу, согласно статистике, более чем у 80% наблюдаются отклонения в развитии. В среднем 28% детей имеют хронические заболевания, 45% - функциональные отклонения в физическом и нервно-психическом здоровье, около 10% детей можно отнести к категории безнадзорных. Существует педагогическая классификация таких отклонений, в основе которых лежит характер особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и степень нарушения.
Обучение в школе – это интенсивная интеллектуальная нагрузка, которая требует от ребёнка реализации не только всех психических функций, но и физических. В том числе и тех, которые у него нарушены.
Каждый ребёнок с ОВЗ уникален по своему состоянию. Ограничение возможностей – это изменение личности в целом. Следовательно каждый из них имеет свои образовательные потребности, но существуют общие принципы работы с такими детьми:
Формы работы с детьми ОВЗ:
Прежде всего индивидуальный подход с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка. Начинать специальное обучение ребёнка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития (компенсация успешна в раннем возрасте). Далее необходимо вводить специальные разделы в содержание обучения, не присутствующие в стандартных программах; использовать специальные методы, приёмы и средства обучения, обеспечивающие реализацию обходных путей. Важна особая пространственная и временная организация образовательной среды. Педагог, работающий с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, должен быть достаточно подготовлен: владеть вариативными методиками обучения, знать основы коррекционной психологии, знать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, уметь адекватно реагировать на сложности в педагогических ситуациях.
Специфические условия проведения коррекционной работы:
стремиться к безоценочному восприятию ученика и его ситуации; укреплять у себя терпимость к непохожести другого человека; создавать для ученика атмосферу психической безопасности; в ходе педагогической диагностики и коррекции усиливать индивидуальность ребёнка, его сохранные стороны, его уникальную неповторимость, постараться сделать их предметом самоконтроля и самооценки учащегося; в общении с ребёнком обращаться к мотивационно – смысловой сфере его личности, стремиться, чтобы ребёнок сам захотел измениться в нужном направлении.
Существуют разные стратегии в коррекционной работе.
1. Формирование - обогащение ребёнка способами и средствами обучения, общения, труда.
2. Развитие – усиление того положительного и ценного, что заложено в ребёнке или уже приобретено им.
3.Истинная коррекция – восполнение недостающих звеньев в развитии.
Процесс адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении –очень сложный и важный для дальнейшего обучения.
Довольно часто в массовых классах общеобразовательной школы приходилось работать с детьми, имеющими задержку психического развития. Включение таких детей в среду нормально развивающихся сверстников даёт возможность ребёнку социализироваться в естественной среде, реализовать заложенный в нём потенциал, овладеть способами коммуникации не только с себе подобными, но и с более развитыми сверстниками, что способствует их лучшей адаптации. Успешность обучения основана на эффективных приёмах работы.
У детей с ОВЗ нарушение познавательной деятельности связано с нарушением процессов произвольности (внимания, запоминания). Поэтому огромное значение имеет развитие зрительной и слуховой памяти. Вот такие упражнения я использую: игры «Запомни движение», «Запомни своё место», «Запомни свою позу», «Испорченный телефон», «Зеркало», «Четыре стихии (Земля, Вода, Воздух, Огонь)» - дети повторяют движения за ведущим по команде, ведущий нарушает очерёдность и увеличивает темп. «Крестики-нолики»: написать слово, согласные буквы обозначить крестиками, а гласные буквы ноликами. Затем слово закрыть. Дети по памяти должны восстановить слово. Синхронное рисование: рисовать одновременно левой и правой рукой.
Дидактические игры: «Муха» (для развития скорости движения глазного яблока), игры на внимание с использованием различного учебного материала (хлопнуть в ладоши, если услышишь среди разных частей речи изучаемую, и т.п.).
Игровые тренинги. Например, сказкотерапия. Цель: снятие нервного перенапряжения, облегчение психосоматических заболеваний, оживление сенсорного и эмоционального опыта, повышение стрессовой устойчивости, понижение или повышение самооценки, обучение саморегуляции (аутотренинг, релаксация), формирование систем психологической защиты, развитие способности к сопереживанию, снятие раздражительности и агрессивности. Дети любят сказки и с удовольствием подчиняются правилам и условиям тренинга. А начинается всё как обычно: со слов рассказчика:
- Мы собрались для того, чтобы прожить необыкновенную жизнь. Стены этой комнаты станут совершенно иными и мы станем совершенно другими. Мы постараемся стать немного лучше и немного добрее. Мы будем учиться дружить. Мы будем узнавать себя. Мы будем учиться, радоваться и грустить. С нами будут наши помощницы – Феи-сказочницы. Закройте глаза, представьте, что стены школы раздвинулись и вы оказались на другой планете. Придумаем ей название.
Правила тренинга:
Ролевые игры с элементами театрализации:
Как сидит пчёлка на цветке… Походить, как ходит лев…Спойте как…Улыбнитесь как…Обезьяна в магазине зеркал…Зеркало (отобразить действия). Зоопарк.
Словесные игры помогают детям не только развивать коммуникативные навыки, но и войти в увлекательный мир русского языка, где он в состоянии сделать удивительные открытия, которые могут стать факторами его интереса к обучению. Подобные тренинги, проводимые без всякого нажима, способствуют развитию речедвигательных навыков детей (темпа и внятности речи, скорости воспроизводимых слов и мышления), а также речеслуховой и наглядно-слуховой памяти.
Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Пальчиковые игры работают с любым контингентом учащихся.
Фрагменты психотренинга.
Нарисовать себя на дереве (животное или геометрические фигуры).
Вырезать листочки разной формы (классической и произвольной). Ребёнок выбирает лист и пишет своё имя.
Снежный ком (назвать своё имя и положительные и отрицательные качества, следующий называет своё имя и качества и предыдущего человека).
Сшить куклу, рассказать о ней.
Обеспечение образовательных потребностей детей с ОВЗ – это шанс адаптироваться к учебной среде и учебным требованиям.
Литература:
1.Агапова, И.А. Лучшие игры и развлечения со словами [Текст]/И.А.Агапова, М.А. Давыдова. - М.:ОООИКТЦ «Лада»,2006.-224с.
2.Власова. Т.А.О детях с отклонениями в развитии[Текст]/Т.А.Власова, М. С.
Певзнер. - М.:Просвещение,1973.-120с.
3.Дубровина, И.В.Рабочая книга школьного психолога[Текст]/И.В.Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.Борисова.- М.: Просвешение.1991.-311с.
© 2019, Зубкова Галина Николаевна 527