СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках адыгейской литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ограниченными возможностями здоровья или дети с особыми образовательными потребностями – это дети, имеющие особенности в физи­ческом и (или) психическом развитии.

На этапе поступления детей в школу, согласно статистике, более чем у 80% наблюдаются отклонения в развитии. В среднем 28% детей имеют хро­нические заболевания, 45% - функциональные отклонения в физическом и нервно-психическом здоровье, около 10% детей можно отнести к категории безнадзорных. Существует педагогическая классификация таких отклоне­ний, в основе которых лежит характер особых образовательных потребно­стей детей с ОВЗ и степень нарушения.

Обучение в школе – это интенсивная интеллектуальная нагрузка, кото­рая требует от ребёнка реализации не только всех психических функций, но и физических. В том числе и тех, которые у него нарушены.

Каждый ребёнок с ОВЗ уникален по своему состоянию. Ограничение возможностей – это изменение личности в целом. Следовательно каждый из них имеет свои образовательные потребности, но существуют общие прин­ципы работы с такими детьми:

  • Индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
  • Мотивирование ребенка к учебному процессу;
  • Предотвращение наступления утомления (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
  • Использование методов активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки;
  • Проявление педагогического такта.
  • Поощрение за успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
  • Единство совместной деятельности.
  • Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Формы работы с детьми ОВЗ:

  • Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала ( с учетом индивидуальных особенностей).
  • Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
  • Обеспечение выбора (цели, уровня, средств, форм работы, материала)
  • Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным.
  • Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
  • Организация гибкого временного режима обучения
  • Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ
  • Наличие тьюторов в соответствии с ИОП.

Прежде всего индивидуальный подход с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка. Начинать специальное обучение ребёнка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития (компенсация успешна в раннем возрасте). Далее необходимо вводить специальные разделы в содержание обучения, не присутствующие в стандартных программах; использовать специальные методы, приёмы и средства обучения, обеспечивающие реализацию обходных путей. Важна особая пространственная и временная организация образовательной среды. Педагог, работающий с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, должен быть достаточно подготовлен: владеть вариативными методиками обучения, знать основы коррекционной психологии, знать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, уметь адекватно реагировать на сложности в педа­гогических ситуациях.

Специфические условия проведения коррекционной работы:

стремиться к безоценочному восприятию ученика и его ситуации; ук­реплять у себя терпимость к непохожести другого человека; создавать для ученика атмосферу психической безопасности; в ходе педагогиче­ской диаг­ностики и коррекции усиливать индивидуальность ребёнка, его сохранные стороны, его уникальную неповторимость, постараться сделать их предметом самоконтроля и самооценки учащегося; в общении с ребёнком обращаться к мотивационно – смысловой сфере его личности, стремиться, чтобы ребёнок сам захотел измениться в нужном направлении.

Существуют разные стратегии в коррекционной работе.

1. Формирование - обогащение ребёнка способами и средствами обуче­ния, общения, труда.

2. Развитие – усиление того положи­тельного и ценного, что заложено в ребёнке или уже приобретено им.

3.Истин­ная коррекция – восполнение недостающих звеньев в развитии.

Процесс адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении –очень сложный и важный для дальнейшего обучения.

Довольно часто в массовых классах общеобразовательной школы при­ходилось работать с детьми, имеющими задержку психического разви­тия. Включение таких детей в среду нормально развивающихся сверстников даёт возможность ребёнку социализироваться в естественной среде, реализовать заложенный в нём потенциал, овладеть способами коммуникации не только с себе подобными, но и с более развитыми сверстниками, что способствует их лучшей адаптации. Успешность обучения основана на эффективных приёмах работы.

У детей с ОВЗ нарушение познавательной деятельности связано с на­рушением процессов произвольности (внимания, запоминания). Поэтому ог­ромное значение имеет развитие зрительной и слуховой памяти. Вот такие упражнения я использую: игры «Запомни движение», «Запомни своё место», «Запомни свою позу», «Испорченный телефон», «Зеркало», «Четыре стихии (Земля, Вода, Воздух, Огонь)» - дети повторяют движения за ведущим по ко­манде, ведущий нарушает очерёдность и увеличивает темп. «Крестики-но­лики»: написать слово, согласные буквы обозначить крестиками, а гласные буквы ноликами. Затем слово закрыть. Дети по памяти должны восстановить слово. Синхронное рисование: рисовать одновременно левой и правой ру­кой.

Дидактические игры: «Муха» (для развития скорости движения глаз­ного яблока), игры на внимание с использованием различного учебного ма­териала (хлопнуть в ладоши, если услышишь среди разных частей речи изу­чаемую, и т.п.).

Игровые тренинги. Например, сказкотерапия. Цель: снятие нервного перенапряжения, облегчение психосоматических заболеваний, оживление сенсорного и эмоционального опыта, повышение стрессовой устойчивости, понижение или повышение самооценки, обучение саморегуляции (аутотре­нинг, релаксация), формирование систем психологической защиты, развитие способности к сопереживанию, снятие раздражительности и агрессивности. Дети любят сказки и с удовольствием подчиняются правилам и условиям тренинга. А начинается всё как обычно: со слов рассказчика:

- Мы собрались для того, чтобы прожить необыкновенную жизнь. Стены этой комнаты станут совершенно иными и мы станем совершенно другими. Мы постараемся стать немного лучше и немного добрее. Мы будем учиться дружить. Мы будем узнавать себя. Мы будем учиться, радоваться и грустить. С нами будут наши помощницы – Феи-сказочницы. Закройте глаза, представьте, что стены школы раздвинулись и вы оказались на другой пла­нете. Придумаем ей название.

Правила тренинга:

  1. Правило трёх: не драться, не кусаться, не обзываться.
  2. Правило присутствия: предупредить тренера об отсутствии.
  3. Правило «Кнопочка стоп!»- защити себя сам.
  4. Не выносить за сказочную поляну всё то, что происходило на ней.
  5. Не оценивать всё то, что будет говорить каждый, а просто выслуши­вать.
  6. Правило импатии - доверять друг другу.

Ролевые игры с элементами театрализации:

Как сидит пчёлка на цветке… Походить, как ходит лев…Спойте как…Улыбнитесь как…Обезьяна в магазине зеркал…Зеркало (отобразить действия). Зоопарк.

Словесные игры помогают детям не только развивать коммуникатив­ные навыки, но и войти в увлекательный мир русского языка, где он в со­стоянии сделать удивительные открытия, которые могут стать факторами его интереса к обучению. Подобные тренинги, проводимые без всякого нажима, способствуют развитию речедвигательных навыков детей (темпа и внятности речи, скорости воспроизводимых слов и мышления), а также речеслуховой и наглядно-слуховой памяти.

Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Пальчиковые игры рабо­тают с любым контингентом учащихся.

Фрагменты психотренинга.

Нарисовать себя на дереве (животное или геометрические фигуры).

Вырезать листочки разной формы (классической и произвольной). Ребёнок выбирает лист и пишет своё имя.

Снежный ком (назвать своё имя и положительные и отрицательные качества, следующий называет своё имя и качества и предыдущего человека).

Сшить куклу, рассказать о ней.

Обеспечение образовательных потребностей детей с ОВЗ – это шанс адаптироваться к учебной среде и учебным требованиям.

Литература:

1.Агапова, И.А. Лучшие игры и развлечения со словами [Текст]/И.А.Агапова, М.А. Давыдова. - М.:ОООИКТЦ «Лада»,2006.-224с.

2.Власова. Т.А.О детях с отклонениями в развитии[Текст]/Т.А.Власова, М. С.

Певзнер. - М.:Просвещение,1973.-120с.

3.Дубровина, И.В.Рабочая книга школьного психолога[Текст]/И.В.Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.Борисова.- М.: Просвеше­ние.1991.-311с.

Категория: Прочее
15.03.2019 13:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!