СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы педагога-воспитателя с трудными подростками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из условий эффективности работы педагога-воспитателя с трудными подростками является педагогический инструментарий, который является составной частью профессионального мастерства.

Прежде чем рассматривать наиболее эффективные с педагогической точки зрения формы и методы, следует дать определения этим категориям.

Метод – (гр.metodas- путь исследования, теория, учения) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения познания действительности

Форма (в педагогике) – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Фома, прежде всего, связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.

Анкетирование – метод массового сбора материала путем опроса. Преимущество данного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся.

Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Особенностью беседы является использование методики активного слушания. Именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленного воображаемого действия. Педагог, слушая, вставляет свои вопросы тогда, когда слышит, что ученик проецирует вовне или приписывает другим причины собственных неудач. В этом случае педагог задает вопросы, цель которых, перевести разговор о том, что, почему и зачем он сделал.

Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в его деятельность.

В каждой школе и каждом классе есть дети, которые не вписываются в условия образования, требуют много сил и внимания педагогов; учителя не знают, что с ними делать, устают от них; эти дети разрушают складывающие условия, негативно влияют на одноклассников. Трудности у ребенка и педагога возникают тогда, когда в классе ребенок либо перестает развиваться, либо педагог начинает затрачивать слишком много сил и времени для поддержания развития школьника.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с трудными подростками, требуют участия в этой деятельности разных специалистов, которые должны в своей работе опираться на принципы педагогики.

Принципы – это исходные положения, которыми педагог пользуется в целях лучшей организации воспитательного процесса.

Система принципов воспитания включает в себя: принципы связи теории с практикой, связи воспитания с жизнью; последовательность и систематичность воспитательных воздействий, и принципы дифференцированного подхода.

Педагог-воспитатель, находясь среди трудных подростков, чувствуя их настроение, зная их проблемы, реально оценивая возможности личности, устанавливает доброжелательные, гуманистические отношения, устраняет дефицит общения. Все это связывается с деятельностью подростков на практике и включается в работу на определенных этапах.

Воспитание – долговременный процесс, в котором участвуют многие люди. Поэтому крайне важно соблюдать последовательность и систематичность в работе, своевременно выявлять уровни воспитанности, зону ближайшего развития.

Педагогу воспитателю очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у подростка веру в себя.

Меняются подростки, изменяется система работы с ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны отличные знания, умения, навыки и новые методы, формы в работе с подростками.

Работа педагога-воспитателя с трудными подростками должна проводиться поэтапно.

На первом этапе работы проводится педагогическая диагностика, которая помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, уровень его педагогической запущенности, положительные качества на которые следует опираться в перевоспитании. После изучения трудного подростка необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического воздействия, а также методы перевоспитания.

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение – при формировании убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание и самовоспитание.

На третьем этапе работы на основе установленного уровня воспитанности, проектируется развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств подростка. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности подростка с идеальным, и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного подростка предполагает также знание уровня воспитанности всего классного коллектива, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.

На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного трудного подростка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. Широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

Пятый этап, заключительный, является этапом корректирования.

Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с трудными подростками.

Педагогу воспитателю очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всячески поддерживать у подростка веру в себя. Его мастерство и его инструментарий неразрывно связаны с постоянным желанием совершенствоваться, расширять свои знания, оттачивать умения и навыки, пополнять запас методов и форм воспитания. Высокая образованность и воспитанность педагога-воспитателя, его умения и навыки работы с подростками, использование при этом методов и форм воспитания с учетом их возрастных, психологических и социальных характеристик, трудолюбие, доброта, чувство долга и ответственности перед обществом за воспитание подростков являются непременными элементами его педагогической культуры и мастерства.

Меняются подростки, изменяется система работы с ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны отличные знания, умения, навыки и новые методы, формы в работе с подростками.

14.09.2020 06:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!