СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формироварие познавательных умений и интересов на основе межпредметных связей на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формироварие познавательных умений и интересов

на основе межпредметных связей на уроках литературы

Межпредметные связи — это дидактическое условие, сопутствующее отражению в учебном процессе сформированности целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также овладение учащимися навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике.

Изучение литературы в школе – процесс сложный и творческий. Понять своеобразие литературы как искусства помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через соотнесение литературы с другими видами искусства, прежде всего с живописью, музыкой, кино. Уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами, другими видами искусства развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное –развивается эмоциональная сфера,  чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Межпредметные связи показывают связь между предметами и помогают ученику видеть богатство и разнообразие мира.

Так, у учащихся 5 - 6 классов очень сильна потребность в зрительных образах, так как абстрактное мышление еще не развито. Современные технические средства дают возможность использовать на уроках литературы репродукции картин, помогающих детям понять произведения литературы. Картины В. Васнецова на темы народных сказок уместно использовать при изучении устного народного творчества в 5 классе. Изображение Бориса и Глеба на иконах поможет понять «Житие» этих святых, так как в житийной литературе еще нет портретной характеристики героев и детям трудно их представить. Картина Васнецова «Богатыри» не является иллюстрацией к какой-то определенной былине, но ее уместно использовать при изучении разных былин, чтобы раскрыть понятие обобщенного образа героя. Постоянное использование произведений живописи на уроках литературы приучает учеников видеть своеобразие каждого вида искусства, понимать его язык.

Уже в 7-8 классах произведения живописи будут не только помощниками, пробуждающими воображение учеников, но и инструментом анализа художественного произведения, обогащающим его восприятие. Пейзажи русских художников, например, органически впишутся в урок по рассказам М.М.Пришвина и К.Г.Паустовского и позволят вести разговор о роли природы в художественном творчестве. Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Полотна, относящиеся к анималистическому жанру, предоставляют возможность сопоставить изображение животных мастером пластического искусства с их описанием в художественных произведениях. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе.  Далеко не каждый человек может описать картину. Задача учителя – научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.

В старших классах уже можно будет использовать произведения живописи, чтобы ученики увидели, как действительность отражается в разных видах искусства. Так, сравнение произведений Блока и других символистов с творениями импрессионистов и постимпрессионистов поможет воспринять символизм как явление не только литературы, но и искусства в целом.

Одним из важных элементов работы на уроке литературы является создание психологического портрета писателя. И здесь не обойтись без портретов писателей, поэтов, созданных известными художниками-портретистами (картина О.А. Кипренского «Портрет поэта А.С. Пушкина»). Такая встреча с искусством позволяет школьникам развивать ассоциативное мышление, глубже понять непохожесть человека, неповторимость его человеческой индивидуальности.

Очень интересно проходит урок, когда перед детьми появляется целая галерея портретов героев, с которыми им уже удалось познакомиться, тогда школьники начинают сравнивать свой взгляд на героя со взглядом художника – а значит учатся анализировать, сопоставлять – мыслить. Так, примером служит галерея портретов к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» художника П. Боклевского. Гоголевские помещики и их портреты настолько заинтересовали некоторых школьников, что стали предметом изучения.

Изучая поэтические произведения, посвященные теме природы, мы также используем различные иллюстрации и репродукции картин. Как правило, на таких уроках чтение стихотворений учителем и учащимися сопровождается еще и музыкальными зарисовками. Это может быть музыка для релаксации или лирические мелодии классических авторов. После прослушивания и прочтения напоминаем ребятам, что истинная красота не кричит о себе, что ее необходимо увидеть самим и предлагаем им проговорить или записать в тетрадь свои ощущения (тепло, легкость, тишина, грусть, свежесть и др.), цветовую гамму стиха (темная зелень, синева неба, серебро озер и др.), увиденные предметы (сосны, трава, радуга, жаворонок и др.). В парах школьники находят и выписывают эпитеты и метафоры, которые помогают создать поэтическую акварель, пытаются соотнести их с особенностями акварельных красок. Такой прием позволяет школьникам убедиться, что палитра поэта и палитра художника совпадают в своих настроениях, то есть природа акварельных красок и лирики одинаковы в цвете. Такие художественные параллели приближают учащихся к пониманию мироощущений поэта, художника, композитора (если параллельно рассматривается музыкальное произведение). Учащиеся понимают, что каждый из авторов ищет из окружающей природы точные зримые соединения красок, звуков и света, привлекает слуховые образы в своей сфере искусства.

Обращение на уроках литературы к киноискусству, театру, анимации тоже не новый вид работы. Однако сегодня, благодаря бурному развитию кинематографа и информационных технологий, кино вытесняет литературу из сферы детских интересов. Но вполне реально превратить кинематограф из соперника литературы в ее союзника. Сопоставить не иллюстрации, а целые эпизоды, не статичные образы героев, а оживленные актерами. Мало того, кино, как и литература, искусство синтетическое: в нем работают и художники, и композиторы. Мы можем научить детей смотреть фильмы, особенно экранизации, оценивать их с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссеров с авторским замыслом; видеть возможности кинодеталей, осмыслять роль цвета, света, планов, музыки. Сопоставление кинофрагмента с фрагментом текста проводится аналогично работе с иллюстрацией. Бывает так, что не все произведения и герои интересны ребятам, школьники не всегда дочитывают произведения до конца, а учителю так хочется, чтобы в памяти остались эти произведения. На помощь приходит киноискусство.Оно уместно, если фильм соотносится с литературным произведением, а не заменяет его. Ученики должны понять, что фильм – лишь одна из версий прочтения произведения и что далеко не все переводится на язык кино. Так что фрагменты фильма Бондарчука «Война и мир» уместно использовать для сравнения с романом Л. Толстого, а не вместо него. Можно использовать разные подходы и приемы для реализации межпредметных связей, но главное – литература должна оставаться на первом плане, все должно служить более глубокому ее постижению.

 Музыка при изучении литературных произведений помогает сформировать у детей многогранное представление о разных явлениях мира, позволяет ставить в широком контексте вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о смерти и бессмертии. Музыку можно использовать при изучении как поэтических, так и прозаических произведений. До того, как зазвучит музыка, нужно стараться не упоминать ни автора литературного произведения, ни автора музыки, а просто предлагать послушать музыку, постараться уловить ее характер, изменения и попытаться передать свои ощущения, чувства, ассоциации. Дети (даже не обучавшиеся музыке) всегда точно улавливают печаль и радость, темы любви и смерти; отмечают изменения в характере музыки.

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются прежде всего с историей.Так курс литературы за 8 класс звучит следующим образом: русская литература и история, интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Изучая повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», учащиеся вспоминают пугачёвское восстание, причины его возникновения, образ Пугачёва. Ребята делают небольшие доклады. Обращаясь к истории, я тем самым подготавливаю учащихся к пониманию проблемы, поставленной писателем в данном произведении. Изучая «Житие Александра Невского», нельзя не вспомнить, какое значение имела эта легендарная личность в истории Руси.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами и структурой урока

Категория: Литература
29.12.2014 17:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!