СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий в изучении русского языка и литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий в изучении русского языка и литературного чтения в начальной школе

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации. Главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.[1.c 23]

Остановимся на предмете «русский язык» как одном из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам.

Таким образом, русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. А универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.

Современные исследователи Г.С. Ковалева и О.Б.Логинова в своей работе над данной проблемой утверждают, что в начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место. Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения, моделирования и преобразования модели.[2.c 64] По мнению Г.С.Ковалевой результатами освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы будут личностные, метапредметные и предметные результаты.

На практике это реализуется следующим образом:

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования. На обобщающем уроке русского языка в 4 классе по теме «Имя существительное», прослушав стихотворение Т. Рика «Имя существительное» дети ставят задачи: повторить изученное о роде, числе, склонении и падежах имени существительного. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать безударные окончания имён существительных. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Для данных видов работы ребята вырабатывают свои правила. Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Творческие задания на уроках. Проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология проблемного диалога). Используют чаще всего при изучении новой темы.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями, используются практически на каждом уроке. На уроках русского языка широко используются различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Карточка-алгоритм изучения имени существительного. 1. Что такое имя существительное? 2. а) Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? и т.д. Подобные карточки использую при изучении других частей речи. В конце урока обязательно проводится рефлексия: было трудно …, я понял …, у меня получилось …, меня удивило… и другие. Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы.

Ключевыми УУД в 1 классе являются коммуникативные, регулятивные и познавательные. Для достижения лучших результатов в их формировании, во внеурочное время проводится проектная деятельность. При этом необходимо найти компромисс, внеурочная деятельность должна быть так связана с учебной, чтобы с одной стороны не вызывать перегрузку у детей, а с другой те позиции которые недостаточно прорабатываются в предметных программах были бы компенсированы за счет внеурочной деятельности для всех детей.

Вашему вниманию представляется внеурочное занятие по разработке проекта «Скороговорки»

Цель: формировать детский фольклорный репертуар, развить исполнительские качества, в том числе и с использованием средств информационно-коммуникативных технологий.

Работая над этим проектом, ребенок учится разучивать, четко проговаривать скороговорки, слушать речь другого ученика и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей; записывать собственную речь в виде звукового файла, сканировать рисунки, выполненные в ручной технике для вставки в проект. Работать в текстовом редакторе, создавать компьютерные альбомы, соединяя на одной странице разные компоненты проекта, звукозапись, изображение, текст. Оформление проектной работы осуществляется в мультимедийной среде ПервоЛого.

Если при обучении младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения систематически применять систему упражнений по формированию универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий.

Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.[3.c 42]

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.

2. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

3. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2010

Категория: Русский язык
06.06.2016 20:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!