СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социокультурной компетенции студентов колледжа на занятиях немецкого языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире, где большое значение имеют патриотическое и интернациональное воспитание, но где нередко обостряются межнациональные отношения. Реалии сегодняшнего дня требуют уделять развитию социокультурной компетенции студентов должное внимание, чтобы они не испытали «культурного шока», столкнувшись воочию с бытом и обычаями стран, язык которых они изучают. На наш взгляд, социокультурная компетенция призвана исключить непонимание в процессе общения с носителями языка, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. В связи с этим при изучении иностранного языка должны выступать не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование. В качестве содержания образования должна выступать культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности. Приобщение к культуре другого народа способствует тому, что изучение иностранного языка становится для студентов не только более привлекательным, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры. Таким образом, изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации, но такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны. Отметим, что формирование социокультурной компетенции, неразрывно связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной [1, 122]. Именно социокультурный подход наиболее наглядно демонстрирует процесс межкультурного взаимодействия, поскольку он связан не только с понятиями общей или национальной культуры, но и с обычаями социальной сферы, стереотипами повседневной жизни. Это не только наука, искусство, система образования и другие духовно-творческие институты и соответствующая им деятельность, но и весь комплекс материальной культуры [2, 56]. К основным положениям социокультурного подхода к обучению иностранным языкам В.В. Сафонова относит следующие: - предварительное изучение социокультурного контекста использования неродных языков, социокультурного контекста обучения иностранному языку в конкретной стране и конкретной национальной среде; - «глобализация», гуманизация, экологизация и культуроведческая социологизация содержания языкового образования. Учитывая тот факт, что социокультурный подход предполагает тесное взаимодействие языка и культуры его носителей, на занятиях мы уделяем большое внимание изучению культуры немецкоговорящих стран и родной страны. Общеизвестно, что самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны. Ввиду того, что студенты не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокультурной компетенции вне языковой среды. Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции студентов. Глобальную сеть Интернет в полной мере, можно рассматривать как виртуальную социокультурную и языковую среду. Интернет является безграничным банком информации и мощным инструментом приобретения знаний, а его использование в учебных целях – это реалия сегодняшнего дня. Электронные словари и энциклопедии, газеты и журналы на немецком языке, образовательные сайты, форумы дают возможность в более полном объеме увидеть социокультурные особенности немецкого языка и получить исчерпывающую информацию по многим интересующим вопросам и приблизиться к реальности. Лишь в Интернете студент, не имеющий возможности побывать в стране изучаемого языка, может сделать это виртуально. Огромные коммуникационные возможности глобальной сети дают полную свободу общения с реальными носителями любого языка, в том числе и голосового, при наличии технических возможностей. На наш взгляд, страноведческое насыщение занятий необходимо применять уже на начальном этапе изучения иностранного языка, а это обуславливает новый подход к отбору всего страноведческого материала, при котором каждый компонент обогащается информацией о культуре страны изучаемого языка. Поэтому, одним из направлений решения задачи развития социокультурной компетенции, на наш взгляд, является поиск и использование разнообразного дополнительного аутентичного языкового и страноведческого материала, без чего невозможно развитие социокультурной компетенции. Необходимо, чтобы все работало на межкультурную коммуникацию и обеспечивало бы связь с национальной культурой страны изучаемого языка. Следовательно, страноведческая направленность обучения иностранному языку призвана сформировать у студентов представление о менталитете и культуре стран изучаемого языка, а познание культуры другой страны - повод для глубокого понимания и осмысления родной культуры. В этой ситуации происходит диалог культур, сравнение стран, людей, обычаев, традиций, культурного достояния, что в свою очередь, стимулирует и мотивирует стремление увеличивать и углублять объем знаний о других странах и собственной стране. Главным социокультурным компонентом содержания обучения был и остается учебный текст. В качестве учебного текста можно использовать тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты, записанные носителями языка. При этом важно, чтобы текст соответствовал интересам и возрасту студентов, был максимально приближён к естественной ситуации. На старших курсах работа с текстом предусматривает и креативную составляющую: выполнение заданий с картами и тематическими текстами, а затем изучение страноведческого материала завершается тестом. Не стоит игнорировать и такие источники социокультурной информации, как литература, средства массовой информации, фильмы, которые могут служить существенным дополнением при развитии социокультурной компетенции. Отметим, что часть информации, которая знакомит студентов с реалиями немецкой жизни, может быть представлена в виде картин, книг, методических разработок с иллюстрациями и фотографиями. Другая часть информации может представлять собой утилитарные аутентичные материалы, а именно анкеты-опросники, театральные и другие программки, проездные билеты, этикетки, карты, схемы-планы, чеки, открытки, рекламные проспекты по туризму, письма из Германии. По своей доступной обиходности все вышеперечисленное весьма значимо для приобщения студентов к чужой среде обитания и языка. Реализация социокультурного подхода на занятиях немецкого языка в колледже осуществляется нами, прежде всего, при знакомстве с традиционными немецкими праздниками: Рождество (Weihnachten), Пасха (Ostern), особенно в сочетании с демонстрацией национальных атрибутов к празднику (венки к Рождеству и Пасхе, рождественские свечи, рождественский календарь и др.). Все вышеназванное способствует приобщению студентов к культуре страны изучаемого языка путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, в том числе и со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Немаловажную роль играет использование на занятиях разнообразных видеоматериалов. Мы рассматриваем их как один из способов развития социокультурной компетенции студентов, так как они являются своего рода культурными портретами страны изучаемого языка, благодаря им, студенты могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда. В качестве такого видеоматериала мы используем, например, фильмы о городах Германии, Австрии, Швейцарии, их столицах, известных людях, о немецких праздниках. Просмотр фильмов помогает представить модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, на вокзале и на дне рождения, при поиске и аренде квартиры, на приёме у врача и т.д. Мы полагаем, что для успешного формирования социокультурной компетенции и для достижения полноценного результата целесообразно использовать возможности внеаудиторной работы, нацеленной на реализацию, по меньшей мере, трех задач: расширение представления о культуре страны изучаемого языка; сопоставление родной культуры и культуры других народов; этическое и эстетическое воспитание. Во внеаудиторную работу со студентами мы активно включаем тематические мероприятия, например, «Рождество в Германии», конкурсы и викторины «Знатоки Германии» и др. Студенты принимают активное участие в «Неделе иностранного языка», ежегодно проходящей в нашем колледже; в составлении и написании сообщений и докладов различной тематики. Знакомство с поэзией и музыкой страны изучаемого языка является ещё одним значимым средством для формирования социокультурной компетенции. Конкурсы на знание стихотворений великих немецких поэтов, изучение их творчества, жизненного пути позволяет студентам почувствовать и полюбить шедевры мировых классиков и благодаря этим чувствам, получить удовлетворение от этой работы. Большими возможностями в процессе формирования социокультурной компетенции обладает проектная деятельность. Использование технологии проектного обучения ориентирует современных студентов не только на простое усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала каждого обучаемого. Студентам предлагаются следующие проекты: «Deutschland in Europa», «Sport in Deutschland», «Ruβland und Deutschland», «Willkommen in Bayern». Специфика проекта заключается в том, что он межпредметен: какую бы проблему мы ни взяли, обсуждение проводится на немецком языке. Помимо проектов, викторин, тестовых страноведческих заданий, разработаны сценарии праздников «Рождество», «Пасха», «День Святого Валентина», «Масленица в России и в Германии». При активном участии студентов созданы презентации по темам «Что типично для немцев?», «Нравы и обычаи немцев». Формирование социокультурной компетенции помогает студентам лучше ориентироваться в соизучаемых типах культур и цивилизаций, в соотносимых с ними коммуникативных нормах; в стратегиях социокультурного поиска в абсолютно незнакомых культурных сообществах. В условиях современного межкультурного общения студент должен уметь сделать выбор культурно приемлемых форм взаимодействия с людьми, а также находить способы выхода из социокультурных коммуникативных тупиков, нередко возникающих в ситуациях общения. Социокультурный компонент в обучении обеспечивает, кроме того, устойчивый полезно планируемый результат в области практических навыков и умений на немецком языке. Данный результат носит двусторонний характер. С одной стороны, создаётся прочная система навыков и умений по практическому применению языка как средства межчеловеческого и межкультурного общения. С другой – в качестве полезного результата такой учебной работы рассматриваются приобретаемые студентами обширные культуроведческие знания, тогда как речевые навыки и умения на немецком языке могут через какое-то время утратиться. Обучение иностранному языку в современных условиях подразумевает знакомство с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой этнической культуры, с психологией, историей, литературой других народов, что в свою очередь создает плодотворную почву для высокого интеллектуального и социокультурного уровня развития студентов. На наш взгляд развитие социокультурных знаний и умений происходит успешнее при сравнении правил речевого поведения в ситуациях повседневного общения, сопоставлении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого языка. Это, в свою очередь, способствует достижению ощутимых качественных результатов в овладении иноязычным общением и успешной реализации стратегической цели обучения иностранному языку как развития способности студентов к межкультурной коммуникации. Процесс овладения иностранным языком становится творческим процессом открытия для себя страны изучаемого языка, менталитета людей, говорящих на этом языке, их культуры, истории, искусства, что способствует повышению интереса студентов к предмету «Иностранный язык» и более осознанному овладению языком, а также становится стимулом для собственного совершенствования в культурном и духовном плане. Таким образом, использование иностранного языка как средства социокультурного развития студентов позволяет добиться качественных результатов в овладении языком, повышает внутреннюю мотивацию и позволяет полнее реализовать стратегическую цель обучения иностранному языку как средству развития способности обучаемых к межкультурной коммуникации.

Список литературы: 1. Зубов Е.Г. Социокультурная компетенция // «Молодежь, наука, творчество 2004»: тезисы докл. Межвузовской науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. – Омск, 2004. – С. 122. 2. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Москва, 1993. – С. 56.

Категория: Немецкий язык
07.01.2018 15:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!