СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование смыслового чтения
Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности младшего школьника
( из опыта работы учителя начальных классов)
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия, которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской компетентности.
Проблема, которая отмечается многими специалистами, есть и в моем классе: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
- имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий;
- часто дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном абзаце или тексте;
- затрудняются кратко пересказать содержание;
- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. В этих случаях направляю работу на анализ учебных заданий, инструкций, понимание смысла задания. Обучающиеся работают простым карандашом, в рабочих тетрадях – цветными маркерами выделяют ключевые слова в формулировке задания;
- узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и редко обращаются к текстам научно-познавательной литературы, произведения русских классиков. Использую возможности любого урока для знакомства обучающихся с текстами разных стилей, раскрываю особенности их построения, показываю приёмы работы с такими текстами. Предлагаю обучающимся читать не только «сплошные» тексты, но и «несплошные». Содержание учебников (например, математика, автор Л. Петерсон) требует, чтобы ребёнок умел вычитывать и обобщать информацию из правил, таблиц графиков и т.п., т.е. смысловую сторону чтения стараюсь развивать не только на уроке литературного чтения, но и на любом другом уроке.
Формирование основ читательской компетентности младших школьников, на мой взгляд, достигается в результате применения таких форм работы, при которых происходит личностное развитие обучающихся, формируются необходимые компетенции и универсальные метапредметные и предметные умения и навыки. Смена видов и приемов чтения поддерживает интерес к уроку, к тексту, а игровой занимательный характер заданий по способу чтения создает эмоциональный фон урока и учит младших школьников любить сам процесс чтения. Внимание обучающихся направляю на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения создание ситуации успеха. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.
Один из подходов к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте: например, идеи текста, авторского замысла, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. На уроках литературного чтения использую такой прием, как «диалог с текстом». Цель этого приема: формировать умения воспринимать текст как единое целое. Он заключается в следующем: учащимся предлагается прочитать текст по предложениям и выполнить задания, включенные в текст в символической форме. Задания включают: В – задай вопрос автору, О – дай ответ на поставленный вопрос, З – загляни в будущее и представь, что произойдет дальше, как будут развиваться события, П – проверь себя, сравни свой ответ с текстом. Для этого использую отрывки художественного текста, включающие вопросы-задания для читателя, обозначенные символами. Затем такую работу провожу с целым текстом, но подсказывая детям, где включить задание. Обучающиеся привыкают к такому приему работы с текстом. Постепенно у них возникает потребность задать вопрос автору или заглянуть в будущее, или сравнить свои предположения с текстом. Приведу пример работы с отрывком из текста. «Нам известно о многих морских сражениях древних времён. Корабли в то время были устроены так, сто передвигались как на парусах, так и на вёслах. В (Возникает вопрос: «Зачем корабли строили так, чтобы они могли передвигаться таким образом?») Разумеется, во время боя парус мог помешать, поэтому его убирали, и главная работа ложилась на гребцов.
© 2016, Плотникова Ирина Анатольевна 275