СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование смыслового чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование смыслового чтения

Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности младшего школьника

( из опыта работы учителя начальных классов)

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия, которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской компетентности.

Проблема, которая отмечается многими специалистами, есть и в моем классе: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

- имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий;

- часто дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном абзаце или тексте;

- затрудняются кратко пересказать содержание;

- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. В этих случаях направляю работу на анализ учебных заданий, инструкций, понимание смысла задания. Обучающиеся работают простым карандашом, в рабочих тетрадях – цветными маркерами выделяют ключевые слова в формулировке задания;

- узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и редко обращаются к текстам научно-познавательной литературы, произведения русских классиков. Использую возможности любого урока для знакомства обучающихся с текстами разных стилей, раскрываю особенности их построения, показываю приёмы работы с такими текстами. Предлагаю обучающимся читать не только «сплошные» тексты, но и «несплошные». Содержание учебников (например, математика, автор Л. Петерсон) требует, чтобы ребёнок умел вычитывать и обобщать информацию из правил, таблиц графиков и т.п., т.е. смысловую сторону чтения стараюсь развивать не только на уроке литературного чтения, но и на любом другом уроке.

Формирование основ читательской компетентности младших школьников, на мой взгляд, достигается в результате применения таких форм работы, при которых происходит личностное развитие обучающихся, формируются необходимые компетенции и универсальные метапредметные и предметные умения и навыки. Смена видов и приемов чтения поддерживает интерес к уроку, к тексту, а игровой занимательный характер заданий по способу чтения создает эмоциональный фон урока и учит младших школьников любить сам процесс чтения. Внимание обучающихся направляю на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.

Среди многообразия путей и средств для формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения создание ситуации успеха. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом.

Один из подходов к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте: например, идеи текста, авторского замысла, оснований поступков героев, причинно-следственных связей явлений и событий. На уроках литературного чтения использую такой прием, как «диалог с текстом». Цель этого приема: формировать умения воспринимать текст как единое целое. Он заключается в следующем: учащимся предлагается прочитать текст по предложениям и выполнить задания, включенные в текст в символической форме. Задания включают: В – задай вопрос автору, О – дай ответ на поставленный вопрос, З – загляни в будущее и представь, что произойдет дальше, как будут развиваться события, П – проверь себя, сравни свой ответ с текстом. Для этого использую отрывки художественного текста, включающие вопросы-задания для читателя, обозначенные символами. Затем такую работу провожу с целым текстом, но подсказывая детям, где включить задание. Обучающиеся привыкают к такому приему работы с текстом. Постепенно у них возникает потребность задать вопрос автору или заглянуть в будущее, или сравнить свои предположения с текстом. Приведу пример работы с отрывком из текста. «Нам известно о многих морских сражениях древних времён. Корабли в то время были устроены так, сто передвигались как на парусах, так и на вёслах. В (Возникает вопрос: «Зачем корабли строили так, чтобы они могли передвигаться таким образом?») Разумеется, во время боя парус мог помешать, поэтому его убирали, и главная работа ложилась на гребцов.

24.03.2016 19:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!