СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД на разных этапах уроков биологии и химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.                                       Н. Рерих

 

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость

 

 «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи учителя».

 Элберт Хаббарт.

 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.      Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для учащегося. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом учащегося на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!      На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний –развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

 

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

 

Наверное, никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен активизировать мыслительную деятельность учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, потому большинство учеников, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами  логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)

Педагогами неоднократно утверждалось, что развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач  учебы. Умение мыслить логично, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждение по определёнными правилами – необходимо условие успешного усвоение учебного материала.

 

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.

 

(Таблица)

Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В своей работе хочу показать, как можно формировать познавательные универсальные учебные действия на разных этапах урока биологии в 6 классе.

 

Формирование познавательных УУД на разных этапах урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?

Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?

Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?

Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

 

2. Формулирование темы урока, постановка цели

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.

  • Что же это за существа?
  • Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
  • Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
  • Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

3. Изучение нового материала

  • Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие?
  • Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро?
  • Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?

УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.

На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).

Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:

 

Бактерии

 
 

 

 

 

 

УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму

В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий

В 1 г воды – 6 тысяч бактерий

Почему их так много?

Демонстрация ресурса “Размножение бактерий”

Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий.

УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

Задание: прочитайте 2 абзац на стр. 41 и подумайте:

Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ?

Откуда получают органические вещества остальные бактерии?

Как называются эти бактерии?

Закончите схему:

Бактерии

(по типу питания)

                                              

 

Автотрофы                       гетеротрофы

       
   
 

 

 

 

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

 

Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях

В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации.

Но, как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.

Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий? 

Анимация “Спорообразование у бактерий”

Сделайте вывод о значении спор в жизни бактерий и запишите его в тетрадь.

УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.

4. Контролирующее задание.

Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

  1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что...
  2. Бактерии, имеющие округлую форму называются...
  3. Клетки, в которых отсутствует ядро...
  4. Бактерии размножаются путем...
  5. Бациллами называют бактерии, у которых...
  6. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) сапротрофы

Г) паразиты

Д) цианобактерии

Е) аэробы

Ж) анаэробы

З) прокариоты

И) эукариоты

К) фотосинтез

1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород

3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ

5) Бактерии, способные к фотосинтезу

6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.

7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.

9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред

10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.

УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...

2) Больше всего мне понравилось...

3) Самым интересным сегодня на уроке было...

4) Самым сложным для меня сегодня было...

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял...

7) Сегодня я научился...

8) Сегодня я задумался....

9) Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду

УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальных учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

На примере урока химии я расскажу как происходит формирование логических УУД: анализ, выделение признаков (существенных, несущественных), классификация, сравнения, где ребенок самостоятельно выбирает основания и критерии для указанных логических операций.

Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений – ОКСИДЫ»

Цель урока: продолжить закреплять понятия «степень окисления» (это уже имеющие знания)

( и получить новые знания) дать понятия об оксидах, об их классификации.

Урок начинается с проверки домашнего задания.

Каждому ребенку раздаются 2 – задания:

-на умения записывать формулы по степени окисления

- соотносить формулы с названиями соединений.

Чтобы у каждого ребенка был «успех» я задания дифференцирую, но об этом не говорю.

Потом они меняются листочками и проверяют работы своих товарищей и выставляют оценку. Потом снова меняются и дальше идет оценка своих знаний:

- Вы удовлетворены своими оценками?

- Есть еще моменты над чем нужно поработать?

Дальше начинается изучение нового материала.

Мы продолжаем работать с этими листочками. Я прошу выписать формулы оксидов в строчку и через запятую.

(УУД:Строить классификацию)

А как вы думаете, зачем я попросила вас выписать эти формулы?

Тема урока – ОКСИДЫ.

Цель урока: Как вы думаете, а чему мы должны научиться на этом уроке?

А посмотрите на эти формулы, сравните их и выберите общие признаки

- сложные вещества

- состоят из двух элементов

- один из которых кислород

(УУД: Анализ- разложение на составные части)

 Потом я привожу пример с перекисью водорода, (фторид кислорода)

(УУД: исключения – позволяет развивать критическое мышление)

А как вы думаете почему перекись водорода не оксид?

Подводим итог: Даем полное определение. Записываем в тетрадь (их можно записать два определения)

(УУД: давать определение понятиям и получаем новые знания)

Следующий вопрос: Классификация оксидов

Смотря на формулы можно классифицировать эти оксиды на определенные группы. Попытаемся это сделать.

(УУД: Формировать наглядные структуры)

       
 
   
 

 

 

 

                                                                              ОКСИДЫ

       
   
 

 

 

 

 

 

Следующий вопрос: Применение и нахождение в природе

Формулы оксидов, которые написаны вами, неизвестны, а вы мне можете назвать, какие оксиды встречаются в природе и имеют ли они значение?

Вода, углекислый газ

Дальше можно поработать с образцами:

Песок, глина, железняк – проговариваются и записываются формулы оксидов.

(УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.)

Как вы думаете, а в каком оксиде массовая доля кислорода больше: в углекислом газе или угарном газе? Докажите мне это? (решение разнообразных задач)

Домашнее задание

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Вы узнали что-то нового?

Вы с пользой посетили для себя урок?

У вас все получалось?

Вам пригодятся эти знания?

 

Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

 

15.01.2015 09:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!