СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети, попадая в школу, начинают активно познавать  окружающий мир. Именно в это время их легче всего приобщить к природе: научить понимать ее, заботиться о ней, эмоционально реагировать на ее красоту. Помочь в этом с успехом может проектная деятельность. 

Под проектом понимается работа, при которой дети приобретают знания в процессе выполнения различных заданий – проектов.

Экологические проекты помогают повысить интерес детей к познанию мира природы, учат видеть красоту окружающего мира и понимать ее значимость для человека. Проектная деятельность пробуждает у детей потребность в здоровом образе жизни. Дети учатся работать с различными источниками информации, получают опыт делового сотрудничества.

В основе каждого проекта, лежит проблема для решения, которой нужно провести исследовательский поиск. Темы экологических проектов разнообразны. Но они обязательно должны быть интересны и полезны младшим школьникам.

Планировать проектную работу в 1-4 классах необходимо по принципу: от простого – к сложному, то есть первые проекты лучше всего разрабатывать коллективно, с поддержкой учителя. В дальнейшем, с приобретением опыта, проекты разрабатываются не только коллективно, но и в группах, и индивидуально. Самостоятельность ребенка повышается, учитель становится лишь консультантом.

Процесс работы над проектом включает в себя два этапа. Первый – теоретический, на этом этапе дети учатся ставить цели, выдвигать гипотезы, продумывать пути решения проблемы, презентовать итоги проведенной работы. Второй – практический. На этом этапе дети работают с информацией в книгах и Интернете, проводят опыты, опросы, тестирования. Рисуют рисунки, плакаты, создают памятки, альбомы, делают различные поделки, готовят ролевые сценки, учат стихи и др.

Последний этап проекта – его защита. Провести его можно в виде открытого урока или внеклассного мероприятия, на которое можно пригласить гостей. Форма защиты должна быть яркой и интересной, необходимо продемонстрировать вклад каждого ребенка. Такое мероприятие, несомненно, будет способствовать воспитанию экологической культуры и взрослых и детей.

Проектной деятельностью со своими учениками занимаюсь не первый год. В этом учебном году со своими четвероклассниками  разработали две проектные работы экологической направленности.

Первый проект «Леса России» проходил в рамках изучения темы «Природные зоны» на уроках окружающего мира. Данная тема проекта была выбрана не случайно, ведь наш родной поселок находится в лесной природной зоне. Проходил он в октябре-ноябре этого учебного года. Предварительно ребята были разделены на четыре творческие группы: «Путешественники», «Ботаники», «Зоологи», «Экологи». Каждая группа должна была выполнить задание в соответствии со своим названием: «Путешественники» должны были самостоятельно изучить географическое положение, поверхность и климат зоны лесов, «Ботаники» - узнать о растительном мире Зоны лесов, «Зоологи» - о животном мире лесной зоны, а «Экологи» -  изучить экологические проблемы леса.  Поиск информации дети осуществляли в библиотеке и в Интернете. Было у каждой группы и творческое задание.  «Путешественники» рисовали пейзажи о лесе, «Ботаники» готовили  Красную Книгу растений нашего поселка, «Зоологи» - Красную книгу животных нашего поселка, а «Экологи» - экологические плакаты и памятки о правилах разведения костров в лесу. Защита проектов детьми состоялась на открытом уроке. Проведенная работа позволила ребятам осознать и прочувствовать, что у леса есть экологические проблемы, которые ведут к гибели многих растений и животных леса, несут угрозу здоровью человека. Дети поняли, что они могут помочь сохранить природу, если будут разумно к ней относиться. [2]

Второй проект  групповой – «Вторая жизнь пластиковой бутылки» проходил с сентября 2012 года по февраль 2013 года в рамках участия в районной научно-практической конференции. Авторами проекта были ученицы 4 класса. В ходе подготовки проекта девочки изучили необходимую информацию в Интернете, совершили прогулки по улицам и магазинам поселка, провели тестирование. В результате наблюдений выяснили, что у нашего поселка есть экологические проблемы. Связаны они с тем, что люди не умеют грамотно обращаться с пластиковыми отходами. Для решения данной проблемы в классе был организован конкурс «Вторая жизнь пластиковой бутылки», создана памятка для жителей поселка «Сделаем наш поселок чистым!» с правилами обращения с пластиковыми отходами. Результатами своего исследования девочки поделились с учащимися школы и их родителями. Проект помог ребятам увидеть своими глазами экологические проблемы нашего поселка, которые они раньше просто не замечали. Дети поняли, что они сами могут  сделать свой поселок чище и могут научить этому окружающих. [3]

В заключении подведу итог: работая над экологическими проектами, младшие школьники открывают для себя новые знания в экологии,  в ходе реализации проекта пробуют применить их на практике, благодаря этому получают необходимый запас экологических умений. Все это, несомненно, ведет к повышению их экологической культуры».

 

10.01.2015 20:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!