СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий в курсе «География материков и океанов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ "СОШ №12 г. Набережные Челны" РТ

Гайнуллина Рузиля Равиловна

Формирование универсальных учебных действий в курсе «География материков и океанов»

На сегодняшний день современная система образования активно популяризирует универсальные учебные действия (далее УУД), которые способствуют самосовершенствованию человека через организацию своей деятельности.

Универсальные учебные действия – это совокупность способов и действий учащихся и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность школьников к самостоятельному усвоению компонентов содержания образования. Важно не столько дать ребенку предметные знания и умения, а необходимо вооружить его способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться в окружающем мире [1]. Выделяются следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [2].

Рассмотрим формирование выше перечисленных УУД в школьном курсе «География материков и океанов» на примере темы «Южная Америка».

В ходе организации своей учебной деятельности в регулятивных действиях выделяют целеполагание, которое начинается у учащихся с опоры на предыдущий опыт, с выбора и разъяснения проблемной ситуации, ее цели и т.д. Например, на первом уроке по изучению материка Южная Америка, для целеполагания мы можем начать урок с фразы «Ребята, представьте, что вы юные исследователи, проплыли немало морей, океанов. Вы наткнулись на неизвестную вам сушу, которой оказалась Южная Америка. Какую информацию вы начнете собирать о данном материке?» После такого начала учащиеся предлагают различные варианты, среди которых выбирают самые главные и составляют план своих действий на данном уроке.

После того, как ученики построили себе примерные варианты задач, учитель должен будет предложить их обсудить, добавить какие-либо пункты, или же предложить составить план для каждого пункта.

Используя различные источники информации, учащиеся самостоятельно определяют географическое положение Южной Америки, выделяют черты сходства и различия географического положения с Африкой.

При изучении рельефа материка можно предложить учащимся разноуровневые задания: используя типовой план, составить характеристику Амазонской низменности (умение работать с предложенным планом – 1уровень); дать описание гор Анды, дописав недостающие пункты плана (2 уровень); составить план описания рельефа и по нему описать рельеф восточной части Южной Америки (3 уровень).

Также к регулятивным УУД относят контроль, самопроверку, взаимопроверку, т.е. во время устного опроса ученик может отметить все плюсы и минусы своего ответа и ответа своего одноклассника, в ходе чего он осмысливает изученный материал, оценивает свои знания по данной теме [1].

Немало важны познавательные УУД на уроке, которые формируют и развивают знания и интересы по предмету, развивают различные способности учащегося. Для усвоения номенклатуры при изучении данной темы, можно использовать прием классификации. Учащимся предлагаются следующие задания: классифицируйте перечисленные объекты: Бразильское, Амазонская, Гвианское, Ла-Платская, Оринокская; определите основание классификации: 1) Бразильское, Южное пассатное; 2) Западных ветров, Перуанское; определите лишний географический объект и объясните, почему он лишний: Гальинас, Фроуард, Париньяс, Игольный, Кабу-Бранку.

Следующее, чему необходимо научить детей в школе - это устанавливать причинно-следственные связи, закономерности с помощью схем или логических цепочек, таблиц для наглядности связи причины и следствия. Так, к примеру, можно дать следующее задание: почему на востоке материка преобладают равнинные формы рельефа, а на западе – горы? Ответ дайте в виде схемы.

Огромную роль играет проектная деятельность в формировании познавательных УУД через решение поставленной проблемы с помощью различных исследований. При изучении Южной Америки, мы можем предложить ученикам выбрать следующие проекты: «Путеводитель по Южной Америке», «Виртуальный сплав по Амазонке», «Выжить в Атакаме», «Рекордсмены Южной Америки» и т.д.

Представленные выше задания показывают, что любой урок может быть интересен для учащихся, стоит лишь правильно наполнить его различными содержательными заданиями, которые будут способствовать формированию и развитию универсальных учебных действий.

Список литературы:

  1. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий/ А.И.Балашова, Н.А.Ермолова, А.Ф.Потылицын// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. - №5. – С.69-73.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителея/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.
Категория: География
28.09.2019 09:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!