СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учитель географии высшей квалификационной категории
МБОУ "СОШ №12 г. Набережные Челны" РТ
Гайнуллина Рузиля Равиловна
Формирование универсальных учебных действий в курсе «География материков и океанов»
На сегодняшний день современная система образования активно популяризирует универсальные учебные действия (далее УУД), которые способствуют самосовершенствованию человека через организацию своей деятельности.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов и действий учащихся и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность школьников к самостоятельному усвоению компонентов содержания образования. Важно не столько дать ребенку предметные знания и умения, а необходимо вооружить его способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться в окружающем мире [1]. Выделяются следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [2].
Рассмотрим формирование выше перечисленных УУД в школьном курсе «География материков и океанов» на примере темы «Южная Америка».
В ходе организации своей учебной деятельности в регулятивных действиях выделяют целеполагание, которое начинается у учащихся с опоры на предыдущий опыт, с выбора и разъяснения проблемной ситуации, ее цели и т.д. Например, на первом уроке по изучению материка Южная Америка, для целеполагания мы можем начать урок с фразы «Ребята, представьте, что вы юные исследователи, проплыли немало морей, океанов. Вы наткнулись на неизвестную вам сушу, которой оказалась Южная Америка. Какую информацию вы начнете собирать о данном материке?» После такого начала учащиеся предлагают различные варианты, среди которых выбирают самые главные и составляют план своих действий на данном уроке.
После того, как ученики построили себе примерные варианты задач, учитель должен будет предложить их обсудить, добавить какие-либо пункты, или же предложить составить план для каждого пункта.
Используя различные источники информации, учащиеся самостоятельно определяют географическое положение Южной Америки, выделяют черты сходства и различия географического положения с Африкой.
При изучении рельефа материка можно предложить учащимся разноуровневые задания: используя типовой план, составить характеристику Амазонской низменности (умение работать с предложенным планом – 1уровень); дать описание гор Анды, дописав недостающие пункты плана (2 уровень); составить план описания рельефа и по нему описать рельеф восточной части Южной Америки (3 уровень).
Также к регулятивным УУД относят контроль, самопроверку, взаимопроверку, т.е. во время устного опроса ученик может отметить все плюсы и минусы своего ответа и ответа своего одноклассника, в ходе чего он осмысливает изученный материал, оценивает свои знания по данной теме [1].
Немало важны познавательные УУД на уроке, которые формируют и развивают знания и интересы по предмету, развивают различные способности учащегося. Для усвоения номенклатуры при изучении данной темы, можно использовать прием классификации. Учащимся предлагаются следующие задания: классифицируйте перечисленные объекты: Бразильское, Амазонская, Гвианское, Ла-Платская, Оринокская; определите основание классификации: 1) Бразильское, Южное пассатное; 2) Западных ветров, Перуанское; определите лишний географический объект и объясните, почему он лишний: Гальинас, Фроуард, Париньяс, Игольный, Кабу-Бранку.
Следующее, чему необходимо научить детей в школе - это устанавливать причинно-следственные связи, закономерности с помощью схем или логических цепочек, таблиц для наглядности связи причины и следствия. Так, к примеру, можно дать следующее задание: почему на востоке материка преобладают равнинные формы рельефа, а на западе – горы? Ответ дайте в виде схемы.
Огромную роль играет проектная деятельность в формировании познавательных УУД через решение поставленной проблемы с помощью различных исследований. При изучении Южной Америки, мы можем предложить ученикам выбрать следующие проекты: «Путеводитель по Южной Америке», «Виртуальный сплав по Амазонке», «Выжить в Атакаме», «Рекордсмены Южной Америки» и т.д.
Представленные выше задания показывают, что любой урок может быть интересен для учащихся, стоит лишь правильно наполнить его различными содержательными заданиями, которые будут способствовать формированию и развитию универсальных учебных действий.
Список литературы:
© 2019, Гайнуллина Рузиля Равиловна 246