СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у детей дошкольного возраста эмоционально-нравственного отношения к природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируется эмоционально-нравственное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, они меньше стали общаться. А общение обогащает эмоциональную сферу. По этому, очень важно развитие эмоций. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Не осознавая, что делают, они причиняют боль друг другу, растению, животному. Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, что чувствует, что с ним случилось, то лучше поймёт, что делает не так. Но знания должны быть связаны с деятельностью, поэтому детей нужно привлекать к уходу за живыми и не живыми объектами. Таким образом, идет воспитание экологической культуры.

Эмоционально-нравственное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования такого отношения к природе имеют знания о живом организме, некоторых биоценозах, взаимосвязях внутри природных сообществ, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания: Я.А.Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К.Д.Ушинский, был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Учёные отмечают, что появляющееся у детей эмоционально-нравственное отношение к природному окружению – это результат специальной организации педагогического процесса. В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность, в других – подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демонстрация картин и пр.), в третьих – взаимодействием, общением с живыми существами. В.Д.Сыч подчеркивает, что у дошкольников сформировать и развить эмоционально-нравственное отношение к природе средствами телевидения можно, но все же, не исключаются экскурсии в природу, живое общение и восприятие ее натуральной красоты.

З.П.Плохий обращает внимание на правильное поведение взрослых: их отношение к растениям, животным, среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе.

Большое значение имеет игра; она вызывает положительные эмоции – ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет.

Эмоционально-нравственное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т.е. воспитывая чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование эмоционально-нравственного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанных с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Формируя эмоционально-нравственное отношение к природе, следует руководствоваться тем, что отношение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления.

Детям дошкольного возраста необходимо объяснить, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и более умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.

Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.

Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Детям, которые наблюдают за муравьями, жуком-солнышком, другими насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки - почти великан, поэтому может нанести им вред. Внимание детей стоит привлечь к поведению птиц, когда они кушают. После каждого зерна они пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже когда очень голодные. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие. А отсюда правило: «Наблюдая за животными, стой тихо».

Для воспитания у детей эмоционально-нравственного отношения к живым существам очень полезны жители уголка природы и домашние животные. Периодически осматривая растения, внимание детей необходимо привлечь к цвету и упругости листьев растений, чистоте перьев или шерсти животных, их поведения (весело щебечут, играются, чистятся и тому подобное). При этом нужно отметить, что их самочувствие и жизнь полностью зависят от нас - людей.

Важной составляющей эмоционально-нравственного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: Не «обижай животное», не «трогай растение» и другое. Такими запрещениями не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия. Детям свойственно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими нормами касательно объектов окружающей среды, обсуждать поведение ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных произведений. Использование таких приемов содействует развитию у детей самокритичности, умению анализировать свои поступки, сравнивать их с поступками других, устанавливать причинно-следственные связи.

Важным воспитательным средством в формировании эмоционально-нравственного отношения к природе является выращивание растений на участках, подкорм птиц зимой, систематические наблюдения за поведением птиц.

Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее), когда нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него эмоционально-нравственного отношения к природе.По тому, что иногда можно наблюдать, как ребенок заботится о растении или животном дома, а в естественном окружении наносит вред живым существам. Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребенок с раннего возраста сочувственно, гуманно относился к любой форме жизни, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и всё, что их окружает - в природе всё красивое и интересное.

Николаева С.Н., Саморукова П.Г. выделяют три задачи для воспитателя, знакомящего детей с природой: формирование у детей элементарной системы знаний, формирование у детей трудовых навыков и умений, формирование у детей любви к природе. Таким образом, эмоционально-нравственное отношение к природе – это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников.

08.01.2024 23:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!