СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством народных сказок».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из актуальных проблем и задач современного общества является социально-нравственное воспитание детей. Ведь детство – уникальный период в жизни любого человека. В это время закладываются основные нормы поведения, раскрывается внутренний мир, происходит становление ребенка, как личности. И от того, что усвоит малыш в период детства, зависит то, каким он будет во взрослой жизни.

Ведь он не рождается не злым и не добрым, пока он, как чистый лист, губка, которая начинает впитывать нравственные ориентиры уже с самого раннего детства: сначала малыш черпает их из семьи(от родителей и близкого окружения), позднее из образовательных учреждений (детского сада, школы). Недооценив необходимость начать работу по этому направлению с ранних лет, в дальнейшем, мы можем столкнуться с неправильно сформированными взаимоотношениями взрослых и детей, излишней опекой последних, которая может стать причиной равнодушия, лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Многие исследователи рекомендуют начинать работу над формированием нравственных качеств с младшего школьного возраста, в большей степени - с подросткового и юношеского. Но ведущие психологи 19 - 20 столетия различных научных школ - зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц, А. Бандура, К. Роджерс и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.) - особое значение в становление личности и её смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Они считают, что процесс становления ядра личности - системы убеждений, ценностных ориентаций - может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребёнка с самого раннего детства. В противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно трудно.

Таким образом, нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека. продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правил и норм поведения.

Работу по формированию основ нравственного воспитания продуктивнее начинать в младшем дошкольном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы будущей личности, возникают первичные представления об элементарных нравственных категориях, таких, как хорошее и плохое, добро и зло, сочувствие и равнодушие. В этот период происходит вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Все это является важнейшим условием формирования нравственной культуры.

В возрасте 3-4 лет дети еще могут сочувствовать и сопереживать. Задача дошкольного учреждения - не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли глубоко в душе и сердце ребенка. В возрасте 3-4 лет детям еще сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. Поэтому именно взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения, сформировать у них гуманное отношение к сверстникам, взрослым людям, а также природе и животным.

На чем же построить свою работу? Какое направление даст более продуктивный результат? Мы начали наблюдать за детьми в течении дня и увидели, что при чтении художественной литературы, а именно сказок, дети очень заинтересованы и откликаются на содержание произведений. Поэтому работу по формированию нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста мы решили проводить через ознакомление с народными сказками, так как считаем, что они знакомы малышам с рождения и близки их мышлению и представлениям.

В.А. Сухомлинский писал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

Сказки являются важным средством воспитания уже в течение нескольких столетий. Педагогическая ценность сказок весьма велика, ведь в них заключен многолетний опыт народа. Особенностью содержания сказок является их оптимизм - в сказке почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон сказки жизнерадостный, бодрый. Они утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут - потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой сказки станет до конца понятным маленькому человеку лишь, когда он вырастет. Ребенку же доступна та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

Рассмотрим сказки о добре и зле: в сказке «Заюшкина избушка» мы видим, как дружба помогает победить зло, а в сказке «Кот, петух и лиса», что зло всегда наказуемо, сказка «Волк и семеро козлят» учит нас, что добрые и миролюбивые всегда побеждают.

В каждой сказке есть своя мораль, своего рода урок, прописная истина, именно она необходима ребенку, с помощью нее он усваивает морально-этические нормы поведения в обществе.

Сюжет сказки «Петушок и бобовое зернышко» разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, - петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица - к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы. В конце концов, курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы она не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась - и братца унесли гуси-лебеди (сказка «Гуси - лебеди»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолевать жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качества борца за справедливость.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушай родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжество правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Детям сложно самостоятельно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, быть добрым, внимательным, справедливым. В каждой сказке заложен своеобразный «нравственный урок» и необходимо помочь ребенку понять, в чем он заключается, прояснить его суть, т.е. понять главный смысл сказки, тем самым заложить в душе и сознании маленького слушателя и читателя определенные моральные установки. Не зря существует поговорка «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Содержание сказок помогает объяснить детям значение народной мудрости, т.е. пословиц, поговорок. Например, «Что посеешь, то и пожнешь», «Лениться - да гулять - добра не видать», «Делано наспех - сделано на смех». Такие мини-беседы целесообразно проводить, например, перед организацией работы по трудовому воспитанию (наведение порядка в группе, работа на огороде, в цветнике и т.п.).

Проявлять сочувствие и сострадание к окружающему миру помогают такие вопросы, как «Кого вам жалко? Как вы дома относитесь к братьям и сестрам? Как бы я спасла братца?» (сказка «Гуси-лебеди») или «Кому ты больше сочувствуешь: девочке или медведям? Почему?» (сказка «Три медведя»).

Таким образом, сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент нравственного развития.

27.08.2020 19:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!