СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков исследовательской деятельности через организацию поисковой работы на уроках географии и курса «Геолит: наследие Сибири».

Нажмите, чтобы узнать подробности

г.Усолье-Сибирское

МБОУ «Лицей №1»

Бубнова Н.В., учитель географии

Формирование навыков исследовательской деятельности через организацию поисковой работы на уроках географии и курса «Геолит: наследие Сибири».

Люди добиваются успеха, когда кто-то,

кого они уважают, считает, что они «могут».

Р.Уотермен

Молодой человек, которому предстоит работа в сферах современного производства, должен обладать совокупностью знаний, носящих исследовательский характер. Сегодня в обществе успешны и востребованы эрудированные, умеющие доказывать свою точку зрения, имеющие творческий потенциалшкольники. Вот почему важно приобщать ребят к научно-исследовательской деятельности. Это не только действенный способ расширить кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.

В фундаментальном ядре содержания общего образования читаем: «Всфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности». При этом возникает необходимость сделать акцент на организации исследовательской деятельности школьников как эффективном методе, формирующемумения учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, анализировать, делать выводы, обобщения и умозаключения.

Под исследовательской деятельностью обучающихся понимается деятельность, связанная с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением. То, что дети могут сделать сегодня вместе с учителем, завтра каждый из них должен научиться делать самостоятельно. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана во ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программыпо географии и учебного интегрированного курса «Геолит: наследие Сибири» ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда.

На уроках организую учебную работу обучающихся таким образом, чтобы они усваивали процедуру исследования, проходя все его основные этапы. В организации исследовательской деятельности на уроках выделяю

следующие этапы:мотивация, постановка проблемы, сбор фактического материала, систематизация и анализ полученного материала, выдвижение гипотезы, проверка гипотез,доказательство истинности гипотез.

Разберем подробно каждый из них.

  1. Мотивацияисследовательской деятельности осуществляется различными способами: делаю акцент на значимости ожидаемых результатов, привожу примеры достижений ребят-выпускников лицея.
  2. Постановка проблемы. На конкретных примерах предлагаю самим ученикам сформулировать проблему. Однако в практике такое случается, что не всегда ребята могут самостоятельно определить проблему, этот процесс вызывает затруднения; предлагаемые имиформулировки могут оказаться неточными или неверными. Поэтому на первых порах оказываю помощь.
  3. Сбор фактического материала при изучении учебной или специальной литературы либо посредством организации и проведения наблюдений, попыток решения частных проблем. Поиск и сбор документов, фотографий семейного архива. Сбор информации в процессе интервьюирования. Построение схем родословного древа, составление картосхем миграций родных.
  4. Систематизация и анализ полученного материала с помощью составления таблиц, схем, диаграмм и т.п., они позволяют визуально определить необходимые свойства, связи, соотношения, закономерности. Способ систематизации фактического материала может быть указан, а в дальнейшем он должен определяться самим учеником. При этом считаю важнымпредварительно ознакомить учащихся с разнообразием таких способов.

5. Выдвижение гипотезыпроисходит в процессе проведения исследований илипри систематизации фактического материала. Предлагаю обучающимся записывать несколько формулировок гипотезы,при этом акцент делать на точность и лаконичность высказывания

6. Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинностипредположений, а может внести изменения в их формулировки. Приэтом полученный результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Еслирезультаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинностивозрастает.

7. На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получившихранее подтверждение или уточнение; ложность же их может быть определена с помощьюконтрпримеров.

У многих школьников довольно быстро пропадает интерес к изучению географии как предмета. Одной из причин, на взгляд учителя, является то, что предмет слишком «затеоретизирован». Ученикам приходится заучивать малопонятные для них определения, формулы и решать задачи на отработку формальных определений. Интегрированные уроки «ГеоЛит: наследие Сибири», проводимые с использованием бинарной технологии, помогают учителю показать обучающимся ценность знаний по географии в разных областях, например, литературы и истории.

В начале учебного года на первом уроке «Геолит: наследие Сибири» предлагаю две темы зачетных работ, которые носят исследовательский характер: История моей семьи: взаимоотношения и ценности; Гордиться славой наших предков не только можно, но и должно…

Провожуустановочное занятие:разъясняю задачи исследования, описываю требования к результату, демонстрируются успешные работы прошлых лет. На этом этапе дети понимают, что должно быть обязательнов работе, какие структурные элементы должны войти:введение, основное содержание, заключение.

Расписываются темы, назначаются консультации. Обязательной является только первая встреча, на которой подробно обсуждается предполагаемое содержание возможной работы; набрасывается предварительный план, создается список источников информации.При выборе темы использую правила: тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать; тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.Тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности и необычности.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Работа над исследовательским проектомведется дома и влицее, во второй половине дня, когда учитель работает в кабинете, и дети могут, занимаясь самостоятельно, получить консультацию, поделиться идеями, скорректировать деятельность. Нередко первоначальная идея проекта меняется коренным образом.

Защита проектов - это специальный урок, на котором ребята представляют свои наработки. На защиту собираются все ученики группы, могут быть приглашены родители и другие учителя, наблюдают защиту и участвуют в оценивании проектов: задают вопросы, в соответствии с требованиями к презентации оценивают оригинальность идеи, продуманность и обоснованность замысла, форму изложения.

Среди множества разных программ выделяю еще одну программу, в которой могут участвовать обучающиеся лицея со своими исследовательскими работами и проектами, которые они представляли на уроках.Лицей имеет многолетний опыт участия во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России. ХХ век».Особенностью данной программы является углубленное изучение истории и географии России на примере своего региона и истории своей семьи. Организаторами этой программы являются Международное историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал", Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева, Союз краеведов России, кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета, фонд М.Прохорова.Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвященными российской истории минувшего века.

Выбор темы «История семьи» поможет воссоздать в исследовательских работах повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы обыкновенных людей, родных и близких. Именно семья служила людям поддержкой в самые трудные моменты нашей истории. Работы, в которых отражается отношение разных поколений к прошлому, примеры того, как передается семейная память. Ежегодно участники данного конкурса бывают в Москве, где молодые исследователи демонстрируют свои таланты и достижения в области социально-гуманитарных наук. Из общего числа участников конкурса отбирается 100 лучших работ юных исследователей и затем 40 победителей и призеров, которые приглашаются на церемонию награждения в Москву. Наши лицеисты ежегодно представляю свой опыт исследовательских разработок.

2015г. «Другая национальность как причина репрессий» (Перевалова Мария);«Судьба чеха и его семьи в круговороте событий Гражданской войны и репрессий на территории Сибири» (Никоварж Наталья)

2013 г. «Финская страница в книге репрессий» (Тухватулин Егор)

2012 г.«История переселения поляков в Сибирь: люди, события, судьбы» (Маслов Михаил)

2010 г. «Возможность говорить открыто» (Карчемкин Дмитрий)

2009 г. «Жизнь, уместившаяся на листе бумаги» (Белоусова Анна)

2008 г. «Детство, сломанное ГУЛАГом» (Перевалова Анна)

2008 г. «Судьба белого офицера» (Гиниятулина Екатерина)

2007 г. «Как трудно было доказать, кто ты и от чего пострадала твоя семья» (Перевалова Анна)

2006 г. «Жизненный путь узника концлагерей» (Кружалина Анастасия).

При этом у обучающихсяразвивается интерес к изучению этого предмета, они знакомятся с элементами исследовательской деятельности в лицее,что позволяет осуществить выбор будущей профессии. Таким образом, формирование навыков исследовательской деятельность у обучающихся в учебном процессе позволяет сделать образовательный процесс инновационным. Исследовательская деятельность позволяет разнообразить образовательный процесс и вызвать познавательный интерес у детей, а это позволит повысить качество образования.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

17.02.2021 16:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!