СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использование элементов системы М.Монтессори

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние десять лет в условиях разнообразия дошкольного образования происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, которые реализуют различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения, все более актуальна проблема математического образования дошкольников. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори. Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников небольшие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности.

В математических материалах Марии Монтессори видны связи арифметики и геометрии. С их помощью происходит знакомство детей с количествами, введение в мир чисел, введение в десятичную систему, знакомство с основными арифметическими действиями. Используя свой сенсорный опыт, дети учатся выделять и различать признаки предметов, сравнивать и упорядочивать их по величине, числу, форме, длине, массе. Уделяется внимание развитию элементарной ориентировки детей в пространстве и во времени.

Цель педагогов — через подготовку среды и организацию свободной работы детей дать им основы математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка.

Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения.

Дидактический материал Монтессори пользуется популярностью у родителей и любовью у детей уже сотню лет. Сегодня можно купить любые игрушки для развития ребенка, но ввиду того, что малышу по мере взросления нужны все новые и новые материалы, можно сделать заготовки для игр по методике Монтессори своими руками.

Детки требуют внимания и заботы со стороны родителей, но так же они обожают играть с нами. Предлагаю несколько видов развивающих игр, с помощью которых ребенок, играя, будет развивать в себе очень много полезных навыков:

«Веселые прищепки»

Прищепки — это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные — сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке — иголки из прищепок, а солнышку — лучики.

«Больше и меньше»

Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

«Цветные дорожки»: Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами (щепоткой). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

«Разложим по порядку»: Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок

Игра «Уборка» Крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка.

«Волшебное сито»: Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с ребенком достигнутому результату.

Цель метода Монтессори- это свобода и дисциплина, развитие творчества и ответственность. По ее мнению основа развития мышления и речи это мелкая моторика, это ее слова "интеллект находится на кончиках пальцев". Занятия проводятся в виде игры, взрослый показывает ребенку как использовать предметы, их название, объясняет производимые действия и показывает наглядно весь процесс. При этом действия должны быть медленные и аккуратные, потому, что ребенок будет это повторять. После окончания показа, дайте ребенку поиграть самому и не вмешивайтесь в процесс его игры. Если нужно поправьте, но не помогайте! По окончании игры, уберите игрушки обязательно вместе с ребенком.

Все игры Монтессори основаны на аккуратности и точности движения пальцев. Другими словами, дайте ребенку свободу действий, развивайте мелкую моторику, тем самым Вы даете благодатную ниву для развития памяти, интеллекта, речевых способностей и умение творить.

13.09.2018 09:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!