СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финляндия отказывается от школьных предметов и классно-урочной системы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финляндия отказывается от школьных предметов и классно-урочной системы Несмотря на то, что система образования Финляндии считается одной из лучших в мире, власти страны намерены устроить местным старшим школам настоящую встряску.

в Финляндии «отменяют школьные предметы» и уходят от классической классно-урочной системы, придуманной еще Яном Амосом Каменским в 17 веке. Эксперимент начался два года назад, а к 2020 году новую систему собираются внедрить по всей стране.

Смысл реформы – уйти от «конвейерной» системы предметов и тестов, сделать школьное образование более интересным, эффективным, индивидуализированным, развивающим и соответствующим требованиям современного «цифрового» общества.

Разговоры о необходимости такого поворота ведутся во всем мире уже не первое десятилетие, но массовое образование – не та сфера, где легко прививаются инновации: общество воспринимает «эксперименты на детях» в штыки, что, в общем, вполне понятно.

Теоретически всем специалистам в области образования понятно, что классно-урочная система с предметным преподаванием и системой «натаскивания» на сдачу экзаменов приспособлена к нуждам ушедшей индустриальной эпохи конвейерного производства, которая требовала от работника, в первую очередь, умения четко выполнять пошаговые инструкции и поощряла узкую специализацию. Сейчас рынок труда предъявляет к работникам совсем другие требования, в цене самостоятельность, креативность, умение не бояться новизны и быстро адаптироваться к меняющимся требованиям. Однако, как перестроить массовую школу, не потеряв ее достижений, никому толком не понятно.

Намерение финских властей отказаться от преподавания отдельных школьных предметов, заменив их интегрированными тематическими блоками, отказаться от «фабрики тестов» вызывает в других странах одновременно жгучий интерес и сильный скептицизм.

Вместо привычного преподавания по предметам в Финляндии предлагают ввести обучение «по явлениям» (“phenomenon-based teaching”) или по темам. В новом режиме от школьника не потребуют проходить полные курсы физики и английской литературы, а позволят выбрать их отдельные фрагменты, которые пригодятся ему в будущем.

Для школьников старшего возраста (15-16 лет) обычные уроки по предметам заменены на курсы по специально отобранным комплексным темам. Вместо последовательных уроков математики, химии или истории, молодые люди будут изучать профессиональные курсы, имеющие прямое отношение к реальной жизни. К примеру, курс «Работа в кафетерии» (cafeteria services) для школьника будет включать элементы математики для расчётов, способы общения, иностранный язык и прочие навыки, предусмотренные программой.

В качестве примера второй темы, которую будут изучать по новой программе, можно привести «Европейский союз». В ней будут рассмотрены многочисленные вопросы по экономике, политике, социологии, и географии европейских стран. К этой же теме будет добавлено изучение иностранных языков стран участниц ЕС.

Главная задача инновационной системы образования – избавиться от вечных вопросов «Зачем мне это знать?» и «Для чего я это учу?». Каждая «тема» будет состоять из целого комплекса привычных предметов – например, во время курса «работы в кафетерии» подростки смогут получать знания о языках, математике, навыках письма и общения с клиентами. При этом записываться на любую «тему» учащийся будет, руководствуясь представлением о ее необходимости для своей дальнейшей жизни.

Новая система станет испытанием не только для учеников, которым предстоит работать небольшими коллективами, чтобы получать навыки работы в команде, но и для преподавателей – им также придется более тесно взаимодействовать друг с другом. Каждая «тема» разделена на несколько занятий с разными учителями, чьи программы должны идеально дополнять друг друга.

Порядка 70% учителей городских средних школ уже проходят подготовку к работе в рамках новой образовательной концепции.

Марьо Киллонен, глава департамента образования Хельсинки, инициатор реформы образования:

«Школы сейчас учат детей старомодным образом, больше подходящим для XX века, но в наше время запросы изменились, нам нужно что-то подходящее для XXI века». http://www.human-crisis.com/2015/03/blog-post_23.html…

Категория: Всем учителям
27.03.2015 18:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!