СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Фейковые" новости

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Фейковые" новости: инструмент для развития критического мышления

У современных детей все меньше и меньше проявляются навыки критического мышления. По мнению международных экспертов, чтобы предотвратить формирование экстремистских групп, детей надо в первую очередь учить отличать «реальные» новости от «фейковых».

Организация Экономической Кооперации и Развития (OECD) недавно изменила программу своих школьных тестов, добавив категорию «общая компетенция». Задания в этой категории будут призваны оценить школьников в их умении критически анализировать информацию, распространяемую в социальных сетях. В частности, новые тесты призваны предотвратить появление новых последователей так называемого «Исламского государства» (запрещено на территории России).

Директор образования OECD, Адреас Шляйхер, озвучил мысль, что социальные сети создают так называемые «эхо-камеры», где люди видят только точки зрения, схожие с их собственными, а также сказал, что школы должны играть основную роль в развитии у детей стремления прислушиваться к разным точкам зрения и обсуждать их.

«Социальные сети, по сути своей, создают эхо-камеры. Мы любим разговаривать с людьми, похожими на нас и разделяющими наши взгляды. И это - главное препятствие к развитию критического мышления и основная причина уверенности в том, что существует только одна правда и только один способ жить».

Примечание: пять основных видов «фейковых новостей»

  1. Умышленные

Такие новости создаются с четко обозначенной целью обмануть читателя. Пример: многочисленные новости во время президентской кампании США прошлого года о том, что «такая-то известная личность поддержала Дональда Трампа», хотя такого не было.

  1. Шутки, воспринятые всерьез

Сайты наподобие The Onion или Daily Mash регулярно публикуют сатирически обработанные новости, но они и не выдают свои «новости» за реальные. Проблемы начинаются, когда кто-то воспринимает такую статью (вне контекста) как правду и рассказывает об этом другим.

  1. «Подхваченные»

Неправдивые истории, которые были подхвачены (без проверки на факты) легитимными новостными агентствами. Например, недавняя статья о том, как создатель марки пива Corona, умирая, мол, завещал каждому жителю его родной деревни по миллиону долларов.

  1. «Искажение»

Берется изначально правдивая история и из нее избирательно выбираются «нужные» фрагменты. Таким образом, окончательный материал технически правдивен, но многое недоговаривается. Например, так часто работают составители статей про «невероятные научные открытия», где в погоне за сенсациями (или деньгами потенциальных потребителей) слова ученых могут быть вырваны из контекста.

  1. Случаи, когда «правда» относительна

В случаях, когда сталкиваются противоположные идеологии или мнения (например, конфликт стран по поводу расположения границ), единая «правда» просто не может быть установлена. Из-за этого корреспонденты (также имеющие свое личное мнение по вопросу) могут бессознательно поддержать ту или иную сторону в своем материале.

Оригинальная статья.

Перевод: Михаил Лаврентьев

Категория: Всем учителям
27.04.2017 16:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!