СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фактура и материалы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фактура и материалы.

Большое значение для усиления эмоционального воздействия композиции имеет фактура поверхности.

Фактура – это совокупность различных технических приемов обработки материальной поверхности, особенности отделки или строения поверхности какого-либо материала, способствующие достижению художественно-декоративной выразительности предмета.

Фактура может быть различной – от совсем гладкой до рельефной. В первом случае величины элементов фактуры очень малы, неразличимы невооруженным глазом, их количество на единице поверхности велико. В случае рельефных фактур количество элементов гораздо меньше, но их величины достаточно крупные. Порой элементы фактуры настолько велики, что приобретают значение самостоятельных форм.

Характер поверхности материала может вызвать впечатление плотности или рыхлости, тяжести или легкости. Разные фактуры по-разному взаимодействуют с формой. Материалы, имеющие крупные элементы фактуры, видоизменяют геометрический вид формы. Например, изделие из длинноворсового меха придает форме костюма округлость, обобщенность. Наиболее точно, без искажений характер формы передают гладкие фактуры.

По способу отражения света от поверхности предмета все фактуры делятся на:

- шероховатые, имеющие довольно крупные элементы, создающие

сложную светотеневую игру на поверхности;

- матовые, имеющие средние по величине элементы и рассеивающие свет

по различным углам (в таких случаях говорят «поглощающие свет»);

- глянцевые, или зеркально отражающие, имеющие настолько мелкие

элементы, что почти все световые лучи, падающие на поверхность,

отражаются под тем же углом, под каким падают на поверхность.

Факторами восприятия фактур, являются удаленность предмета от зрителя и характер освещения. Разность фактур мы воспринимаем не только визуально, но и на ощупь, различая при этом гладкие, скользкие, или зернистые, рельефные поверхности.

Кроме тканей, качество поверхности которых определено ткацким переплетением и характером обработки, в швейном производстве применяют и другие материалы, природные и искусственные: кожа, замша, мех, разнообразные пленочные материалы. Каждый из них обладает своеобразной, присущей только ему фактурой, которая прекрасно сочетается с фактурой ткани.

Каждая фактура несет в себе признаки определенного эмоционально-образного звучания. По силе воздействия на зрителя фактуры различают пассивные, имеющие почти однородную нейтральную поверхность с очень мелкими элементами, и активные, имеющие сложную рельефную поверхность с крупными элементами. Активные фактуры очень декоративны и не нуждаются в дополнительном украшении. Пассивные же фактуры являются хорошим фоном для активных или для отделки.

Использование в одном костюме тканей и материалов с различными фактурами придает внешнему виду изделия дополнительную выразительность. Особенно интересный эффект можно получить тогда, когда в костюме применены ткани, тождественные по цвету, но различные по фактуре. Так как восприятие одного и того же цвета сильно меняется в зависимости от качества поверхности. Таким образом, использование разнородных фактур помогает получить эффект тонкой цветовой нюансировки. Этот прием часто применяют для создания оригинального, нарядного костюма, но при этом сдержанного и цельного по цвету.

Практически не существует несовместимых фактур, однако может быть неумелое их соединение, когда они начинают спорить и даже уничтожать красоту друг друга. Особенно велика опасность неудачного использования активных фактур, если к тому же ткани имеют разные цвета и рисунки. Главными критериями художника в работе с материалами, имеющие различные поверхности, являются его интуиция и чувство меры.

Список литературы.

  1. Т.О.Бердник. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов на Дону: «Феникс», 2001г. – 320стр.
  2. И.Т.Волкотруб. Основы художественного конструирования. Моделирование материалов и биоформ. – Киев; Вища школа. Головное изд-во. 1982г. – 152стр. ил.
  3. В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова. Моделирование и художественное оформление одежды.- учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.; Мастерство; Высшая школа, 2001г. – 184стр. ил.
22.01.2018 23:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!