СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе о своей работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Однажды в магазине я стала невольным свидетелем разговора мамы с сыном. Мама отчитывала ребенка за то, что учитель написала ему в дневнике – «разговаривает на уроке». Мальчик  был очень расстроен, плакал,  пытался объяснить маме , что всего лишь объяснял соседке по парте, как правильно нужно было решить уравнение. Ночью  я долго не могла уснуть. Тронула мою душу фраза «разговаривал на уроке». Перед глазами, как кадры кинохроники, пролетели все 26 лет моей педагогической карьеры. К своему удивлению поняла, что неоднократно сама писала такие замечания в ученических дневниках.

       Что же получается? У детей есть потребность в общении, но не всегда получается этим общением управлять. Не справившись с управлением, мы общение детей на уроке фактически запрещаем. Внушаем ребятам, что они должны на уроке молчать и внимательно слушать учителя. Они подчиняются… А тех, кто не подчиняется, наказываем: пишем в дневнике «разговаривал на уроке». Запретить проще всего. И власть проявил, и вроде бы уже отпадает необходимость думать, искать решение проблемы. И проблема перестает существовать. Вроде бы…На уроках тишина и благодать.

      Тишина…Какое непростое слово - ти-ши-на. А нужна ли тишина на уроке? Какая тишина нас больше устраивает? Тишина творчества или тишина повиновения? В эту бессонную ночь ко мне пришло понимание, что тишина повиновения – это бессмысленная тишина, сдерживающая мысль, эмоции, действия. А мне хочется другой тишины, такой, которая наполнена смыслом. Такой тишине меня научили мои дети. В такие минуты, глядя в глаза ребёнка, видишь движение его мысли. На мой взгляд, вот такая тишина со смыслом и вызывает потребность говорить, спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, не соглашаться, искать, открывать, удивляться, огорчаться и может быть даже отчаиваться.

       Вот такой тишине мы учим друг друга!!! А для этого нам необходимо научиться правильно говорить, научиться грамотному общению на уроке. Мне необходимо смотивировать учеников, ведь мотив – это непосредственное побуждение к деятельности, в мотивах выражается желание познания нового неизведанного, выражается потребность. А с нею так просто не разделаешься. Неудовлетворённая потребность обладает страшной разрушительной силой: не найдя способов насыщения в границах норм, принятых в обществе, она устремляется в сторону, ломая все преграды, выстроенные моралью и законом. Поэтому чтобы заинтересовать математикой Настю, которая увлекается рисованием, я провела урок по геометрии с использованием картин художников –экспрессионистов. На этом уроке дети познакомились и увидели рисунки выполненные в стиле кубизм и попробовали сами нарисовать в этом стиле портреты. И в лице Насти я получила союзника и помощника.

Я неоднократно убеждалась, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Может быть поэтому, моим ученикам нравиться играть в интеллектуальные игры по многим предметам. В заданиях этих игр много интересного и занимательного. Много заданий, которые требуют мыслительных действий. Всегда стараюсь на уроке удивить ребят фактами, например,  из истории математики. И дети искренне удивляются, узнав, что ещё в III  в. До н. э. знали 100 доказательств теоремы Пифагора. Становиться стыдно не знать в наше время, хотя бы одно доказательство знаменитой теоремы. Стараются найти свое доказательство. Дети начинают думать, мыслить, обсуждать, предлагать свои варианты, доказывать, спорить, искать истину. Дети начинают разрушать тишину!!! Мы говорим о сложном увлекательно, эмоционально! И в этот момент ученики получают знания! Общение!

       А не к этому ли мы стремимся? Не это ли главная наша задача? Заинтересовать учеников в получение знаний!!! Но надо помнить, что в процессе получения знаний они хотят познать и себя. Ученики научили меня составлять поурочные планы, задавая себе вопрос и сравнивая, что на самом деле нужно нашим ученикам и чему учим их мы? Чтобы не получилось противоположности, когда они хотят познать себя, а мы им только про решение уравнений. Они хотят узнать человеческое общество и определить своё место в нём, а мы им только стихи, задачи! Они хотят понимать мир, в котором живут, а мы им только «сумму знаний», переварив которую перестаёшь вообще что-либо понимать.

Школа должна работать в зоне ближайшего развития ребёнка, а она и в зоне актуального развития не всегда выполняет свои задачи, тогда… за наше недомыслие расплачиваются дети. Они получают бессистемные обрывки сведений о вещах. Видеть, устанавливать, прослеживать в пространстве и времени связи и отношения вещей в школе не учат. Не учат ориентироваться в мире, понимать мир, но ведь это не какие-то знания, которые можно позабыть. Это мировоззрение.

Да, перестроиться сложно, поменять свой взгляд на обучение, сломать стереотипы сложно, но нужно учиться, учиться прежде всего у детей.

…Утро. Бессонная ночь позади. Пора будить сына и дочку, собираться в школу.  А ученикам я разрешу разговаривать на уроке!

30.12.2014 22:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!