СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Мой предмет мое призвание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой предмет – мое призвание.

Всем известна библейская фраза «В начале, было слово». И так вышло, что в моей жизни это слово ГЕО – Земля.

В нашей школе мне повезло с учителями ГЕОметрии и ГЕОграфии. Григоренко Валентина Васильевна доступно и увлеченно объясняла, что ГЕОметрия зародилась в далекой древности, когда человек пытался разобраться: на какой Земле он живет, как она выглядит и какие у неё размеры. Геометрия сопутствует человечеству на всей истории его существования и развития. Ни один дом, а уж Египетскую пирамиду люди не смогли бы построить без геометрических расчетов, а тем более измерить диаметр и даже радиус Земли. ГЕОметрия развивалась, взявшись за руку с ГЕОграфией: Пирамиды в Египте, Колизей в Риме, дольмены на Кавказе, Стоунхендж в Великобритании - это те чудеса Света, дороги к которым географы нашли и рассказали людям благодаря математикам.

Замечательный человек и известный географ-краевед, автор первого учебника «География Ростовской области» Нагорный Борис Алексеевич преподавал нам географию так живо и интересно, что никакой «Клуб кинопутешественников» и не требовался. При этом он не скрывал, что вообще мечтал быть моряком. И сегодня можно сказать, что он действительно связал свою жизнь с морем, только морем детских душ. Рядом с такими педагогами сформировались мечты о моей взрослой жизни.

Но после окончания Манычской средней школы,

я школою не грезила

пошла я в геодезию.

Потому, что нравилось измерять и шагать по Земле, изучая ее своими глазами.

Восемь лет я проработала инженером геодезистом, после окончания Ростовского инженерно-строительного института. Заглянула в загадки движения Кавказского хребта, рассмотрела глубокое многоликое дно Каспийского моря, побывала на Ставропольском поднятии, создавая топографическую основу для проектирования реконструкции водопроводов городов Астрахань, Владикавказ и другие. Приняв участие проектах строительства очистных сооружений для крупных городов Юга России, я подумала, что кому как не мне поделиться впечатлениями с детьми, тем более, что к этому времени, появилась вакансия учителя географии в родной школе. А мои поезда и батискафы преобразовались в семейную лодку.

Впрочем, семья может быть и лодка, но педагогика – точно железная дорога. В начале этого пути, я, наверное, была похожа на примитивную дрезину, едущую сама по себе, догоняющую поезд ушедший далеко вперед. Но дрезина работает на ручной тяге и чтобы ей управлять, нужны мускулы, которые мне помог нарастить Ростовский Государственный университет геолого-географический факультет. Университетское образование с каждодневной практикой преподавания географии позволяют мне сегодня сравнить себя с локомотивом, идущим уверенно по проторенной дороге системы российского образования в соответствии с расписанием, встречать и провожать своих требовательных пассажиров, в кругосветном движении по маршруту «Детство –Юность»

Сегодня уже 11 лет как я пришла в школу, 5 лет- классный руководитель, возраст у ребят переходный и без знания законов общественной жизни и способов решения житейских проблем далеко не уедешь. Чтобы не попасть в тупик процессов социализации и адаптации подростков, ко взрослой жизни я взялась за преподавание предмета «Обществознания».

Мои знания и умения работы с геодезическими инструментами в первой моей профессии помогают и в преподавании этого предмета. И я с ними вас сегодня познакомлю.

Я часто использовала теодолитом –инструментом для измерения углов на местности. А каким инструментом обойдешь острые углы в человеческом обществе? По детским душам на паровозе не помчишь, надо становиться внимательной проводницей – хозяйкой вагона. Я – мать троих детей, и на уроках о домашнем хозяйстве и семье делюсь с учениками своим опытом планирования бюджета и способов сохранения традиций полной семьи. Здесь мы говорим о государстве и гражданах и сравниваем свой образ жизни с укладом других народов, а это уже интеграция с географией. Говорим о городе и селе, и вспоминаем, что наша станица основана в устье реки Маныч, которая является природной границей между Европой и Азией, и поэтому в нашем регионе наблюдается пестрая мозаика в национальном составе населения. А это уже геополитика.

Никуда не деться от проблем взаимоотношений взрослых и детей, власти и рядового гражданина, и тут я беру на себя функции бригадира поезда, потому, что необходимо рассмотреть вопрос : как защитить себя от несправедливости? И тут острых углов хватает.

А уж как мне помогает навык работы с нивелиром. При надобности я могу измерять перепад высот, но сейчас я очень стараюсь нивелировать мелкие недоразумения ежедневных забот, подводя свой состав к зеленому семафору толерантного поведения и взаимоуважения.

Я не забываю и о принципах работы дальномера – мои ученики шагнут далеко за горизонт моего зрения, и пусть мир не окажется для них слишком жестоким, а поезда, на которые они пересядут, будут управляться высококлассными машинистами, и наша школа останется для выпускников узловой станцией, куда они приведут своих детей.

И я надеюсь, что еще долго в моем расписании будут звенеть звонки, дающие начало новым путешествиям в дальние страны, по океанам, по горам и долинам на пути нашем длинном. Ведь как сказал Лев Толстой: «А не то дорого знать, что Земля круглая, а то дорого знать, как дошли до этого.»

В своей профессии я стараюсь быть не жестким контролером, наказывающим своих учеников плохими оценками, а добрым и интересным попутчиком, вместе с ними радуясь новым открытиям и успехам. С ними мы обсуждаем и вопросы использования полученных знаний в дальнейшей жизни, и отношение к событиям, происходящим в обществе, поэтому сценарии уроков, никогда не повторяются.

Вот и в этом году у нас в России 2013 год стартовал как Год охраны окружающей среды в РФ. И в рамках этих целей уроки географии и обществознания приобретают новую окраску. Поэтому эпиграфом ко многим урокам будут строки стихотворения С.И. Кирсанова

Мой родной, мой земной

Мой кружащийся шар!

Солнце в жарких руках,

Наклонясь, как гончар,

Варит влажную глину,

С любовью лепя,

Округляя, лаская,

Рождая тебя.

Керамической печью

Космических бурь

Обжигает бока

И наводит глазурь,

Наливает в тебя

Голубые моря,

И где надо - закат,

И где надо - заря.

И когда ты отделан

И весь обожжен,

Солнце чудо свое

Омывает дождем.

И отходит на воздух

И за облака

Посмотреть на творенье

Издалека.

Ни отнять, ни прибавить -

Такая краса!

До чего ж этот шар

Гончару удался!

Он, руками лучей

Сквозь туманы светя,

Дарит нам свое чудо:

Бери, мол, дитя!

Дорожи, не разбей:

На гончарном кругу

Я удачи такой

Повторить не смогу!

Категория: Прочее
11.03.2015 10:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!