СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Я учу детей нового поколения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перелистав известные тома,

Мы научились говорить красиво

Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,

Но ведь не только в этом наша сила.

Они порою знают больше нас

Философы в тринадцать с половиной.

Мечтая, забываются подчас,

Присев свечой у теплого камина.

А ели не решается вопрос,

Они к тебе спешат, ища подмоги.

Устраивают жизненный допрос,

Хоть мы с тобою, старина, не боги.

Перелистав известные тома,

Мы учим жить мечтами и сердцами.

Мы знаем: наша помощь им нужна,

Ребятам с любопытными глазами.

В. Беляков

Тридцать лет назад я была подростком. Мои нынешние ученики тоже подростки. Мои, потому что я преподаю им основы наук. Я их учитель. Наставник. Педагог. Воспитатель. Иногда, в письмах, меня называют «вторая мама». Я родитель. Я их созидаю, творю. Я создатель. А создавать, как известно, субъект может только по собственному образу и подобию, потому что другой информации об онтологической сущности просто нет. Да, так и есть, собственные основания бытия мы пытаемся привить своим детям.

Я могу точно сказать, когда это произошло. Год назад, осенью, на какой-то, наверное, очень интересной лекции. Я поняла: «Они другие!» Другие. Они очень похожи на своих родителей. Похожи чертами лица, осанкой, темпераментом. Что удивительно, но еще больше они похожи на меня. Жестами, интонациями, словарным составом, размером произносимых предложений и много чем еще неуловимым. Тем, что называется внутренней культурой личности. Даже бунтари и нонконформисты. И, тем не менее, они другие. Они смеются не над теми шутками. Они скептически относятся к вещам, которые для нас были очевидны. Они подвергают критике наши юношеские убеждения. У них есть идеалы коллективизма, но это не то, что было у нас. Индивидуализм и эгоизм у них скорее положительные, чем отрицательные качества. Иногда мне кажется- они хуже нас, иногда-значительно лучше. Нас разделяют тридцать лет. И мы в тринадцать с половиной были другими. Тогда мне показалось, что известный афоризм «Плох тот учитель, который не помнит своего детства» потерял свою актуальность. Мои детские воспоминания не помогают мне понять нынешних детей и юношей. А заученные еще в университете этапы социализации личности не являются типичными для нынешнего подрастающего поколения.

И тут я вспомнила притчу. О пророке, который водил свой народ сорок лет по пустыне, прежде чем открыть им ворота Города. Я, человек знающий содержание Ветхого Завета, и, казалось, понимающий его, совершенно по-новому осознала смысл легенды. И меня поразила величайшая мудрость древних. Рабы, родившиеся в египетском плену ничуть не хуже свободных людей Иерусалима. Они просто другие. Только их внуки смогли войти в свободный город и обрести Землю Обетованную. Дедам и отцам, знавшим иную Родину это было не дано. Новый мир для жизни и созидания был дарован юным.

Мы, нынешние учителя, тоже родились в другой стране. Мы – люди другого мира. Последние десятилетия происходят революционные изменения общества. Распалась огромная держава, поменялся социально-экономический строй, на смену экзистенциализму в искусстве и философии пришел постмодерн, индустриальное общество сменилось технотронным. Все страны и народы охватил процесс глобализации и интернационализации. Такая коренная ломка всегда сопровождается ростом негативных явлений социальной жизни: бандитизма, терроризма, коррупции, бюрократизма, нищеты материальной и духовной. Но все же, с рождением каждого нового поколения. Все явственней проявляются ростки новой жизни. Дети, появившиеся на свет в период перемен - создатели нового, конструктивного, фундаментального, динамично развивающегося мира.

Последнее время я все чаще думаю: «Знаем ли мы- профессиональные педагоги, какими мы хотим воспитывать наших детей. Чему мы должны их учить?» И единственный ответ, который возникает у меня в моем внутреннем диалоге: «Сначала мы должны научиться у них» Учиться открытости миру, любознательности, чуткости, справедливости, восприимчивости новому…Мы должны стать не только родителями, наставниками, но и их сверстниками, друзьями. Их социальной средой, которую дети и молодежь будут принимать потому что она близка и понятна.

Свое педагогическое кредо я могу выразить словами «Учи учась, воспитывай воспитываясь», но при этом не забывая, что ты мудрый наставник, наделенный огромным спектром методов воздействия на взрослеющего человека. Современная система образования должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Ускорение темпов развития общества, его демократизация определяют необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющейся ситуации. В период перехода к постиндустриальному обществу, расширения межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Необходимость решения глобальных проблем требует от молодого поколения современного мышления, глобального мировоззрения и уважения к научному знанию. Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда заставляет молодежь приобретать профессионально важные качества. Овладевать методами переобучения и переподготовки. Постоянно модернизируемая техника формирует у юных творческие способности, динамизм, конструктивность, способность принимать решения в ситуации выбора. Глобализация культурных процессов вызывает у них протестное желание сохранить народную и национальную культуру. Становление гражданского общества заставляет молодых иметь активную гражданскую позицию, формирует у них правовое сознание, гражданскую ответственность и патриотизм.

Для того, чтобы в эпоху, когда наука, техника, технологии, культура меняются с небывалой быстротой, обеспечить успешное вхождение детей в общество, педагогу необходимо самому овладеть этими новыми знаниями и выработать у себя новые личностные качества. В процессе непрерывного образования и самообразования педагог должен овладеть современными методами, формами и средствами управленческой, воспитательной, образовательной, творческой работы. При этом, основой воспитательно - образовательного процесса должны быть нормы общечеловеческой морали, ценности мировой и национальной культуры, любовь в Родине и гуманизм. По-моему мнению, в динамичном обществе и такой же, быстро меняющейся и совершенствующейся системе образования, педагог не должен зацикливаться на одной образовательной системе. Необходимо использовать лучшие отечественные традиции, опыт иностранных научно-педагогических школ, а также современные инновационные технологии. И, наконец, самый главный фактор, который позволит максимально эффективно реализовывать цели обучения, развития и воспитания – это постоянный диалог с молодыми; создание условий для самостоятельного определения ими целей, задач, самоконтроля, определения перспектив развития. Не односторонний процесс, а сотрудничество с детьми, подростками и юношеством в деле творения их как личностей с глубоким чувством собственного достоинства, сознательным и независимым отношением к окружающему миру и ответственностью за будущее планеты.

Учение- это процесс нашего совместного творчества!

12.12.2017 15:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!