СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила.
Они порою знают больше нас
Философы в тринадцать с половиной.
Мечтая, забываются подчас,
Присев свечой у теплого камина.
А ели не решается вопрос,
Они к тебе спешат, ища подмоги.
Устраивают жизненный допрос,
Хоть мы с тобою, старина, не боги.
Перелистав известные тома,
Мы учим жить мечтами и сердцами.
Мы знаем: наша помощь им нужна,
Ребятам с любопытными глазами.
В. Беляков
Тридцать лет назад я была подростком. Мои нынешние ученики тоже подростки. Мои, потому что я преподаю им основы наук. Я их учитель. Наставник. Педагог. Воспитатель. Иногда, в письмах, меня называют «вторая мама». Я родитель. Я их созидаю, творю. Я создатель. А создавать, как известно, субъект может только по собственному образу и подобию, потому что другой информации об онтологической сущности просто нет. Да, так и есть, собственные основания бытия мы пытаемся привить своим детям.
Я могу точно сказать, когда это произошло. Год назад, осенью, на какой-то, наверное, очень интересной лекции. Я поняла: «Они другие!» Другие. Они очень похожи на своих родителей. Похожи чертами лица, осанкой, темпераментом. Что удивительно, но еще больше они похожи на меня. Жестами, интонациями, словарным составом, размером произносимых предложений и много чем еще неуловимым. Тем, что называется внутренней культурой личности. Даже бунтари и нонконформисты. И, тем не менее, они другие. Они смеются не над теми шутками. Они скептически относятся к вещам, которые для нас были очевидны. Они подвергают критике наши юношеские убеждения. У них есть идеалы коллективизма, но это не то, что было у нас. Индивидуализм и эгоизм у них скорее положительные, чем отрицательные качества. Иногда мне кажется- они хуже нас, иногда-значительно лучше. Нас разделяют тридцать лет. И мы в тринадцать с половиной были другими. Тогда мне показалось, что известный афоризм «Плох тот учитель, который не помнит своего детства» потерял свою актуальность. Мои детские воспоминания не помогают мне понять нынешних детей и юношей. А заученные еще в университете этапы социализации личности не являются типичными для нынешнего подрастающего поколения.
И тут я вспомнила притчу. О пророке, который водил свой народ сорок лет по пустыне, прежде чем открыть им ворота Города. Я, человек знающий содержание Ветхого Завета, и, казалось, понимающий его, совершенно по-новому осознала смысл легенды. И меня поразила величайшая мудрость древних. Рабы, родившиеся в египетском плену ничуть не хуже свободных людей Иерусалима. Они просто другие. Только их внуки смогли войти в свободный город и обрести Землю Обетованную. Дедам и отцам, знавшим иную Родину это было не дано. Новый мир для жизни и созидания был дарован юным.
Мы, нынешние учителя, тоже родились в другой стране. Мы – люди другого мира. Последние десятилетия происходят революционные изменения общества. Распалась огромная держава, поменялся социально-экономический строй, на смену экзистенциализму в искусстве и философии пришел постмодерн, индустриальное общество сменилось технотронным. Все страны и народы охватил процесс глобализации и интернационализации. Такая коренная ломка всегда сопровождается ростом негативных явлений социальной жизни: бандитизма, терроризма, коррупции, бюрократизма, нищеты материальной и духовной. Но все же, с рождением каждого нового поколения. Все явственней проявляются ростки новой жизни. Дети, появившиеся на свет в период перемен - создатели нового, конструктивного, фундаментального, динамично развивающегося мира.
Последнее время я все чаще думаю: «Знаем ли мы- профессиональные педагоги, какими мы хотим воспитывать наших детей. Чему мы должны их учить?» И единственный ответ, который возникает у меня в моем внутреннем диалоге: «Сначала мы должны научиться у них» Учиться открытости миру, любознательности, чуткости, справедливости, восприимчивости новому…Мы должны стать не только родителями, наставниками, но и их сверстниками, друзьями. Их социальной средой, которую дети и молодежь будут принимать потому что она близка и понятна.
Свое педагогическое кредо я могу выразить словами «Учи учась, воспитывай воспитываясь», но при этом не забывая, что ты мудрый наставник, наделенный огромным спектром методов воздействия на взрослеющего человека. Современная система образования должна соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Ускорение темпов развития общества, его демократизация определяют необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющейся ситуации. В период перехода к постиндустриальному обществу, расширения межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Необходимость решения глобальных проблем требует от молодого поколения современного мышления, глобального мировоззрения и уважения к научному знанию. Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда заставляет молодежь приобретать профессионально важные качества. Овладевать методами переобучения и переподготовки. Постоянно модернизируемая техника формирует у юных творческие способности, динамизм, конструктивность, способность принимать решения в ситуации выбора. Глобализация культурных процессов вызывает у них протестное желание сохранить народную и национальную культуру. Становление гражданского общества заставляет молодых иметь активную гражданскую позицию, формирует у них правовое сознание, гражданскую ответственность и патриотизм.
Для того, чтобы в эпоху, когда наука, техника, технологии, культура меняются с небывалой быстротой, обеспечить успешное вхождение детей в общество, педагогу необходимо самому овладеть этими новыми знаниями и выработать у себя новые личностные качества. В процессе непрерывного образования и самообразования педагог должен овладеть современными методами, формами и средствами управленческой, воспитательной, образовательной, творческой работы. При этом, основой воспитательно - образовательного процесса должны быть нормы общечеловеческой морали, ценности мировой и национальной культуры, любовь в Родине и гуманизм. По-моему мнению, в динамичном обществе и такой же, быстро меняющейся и совершенствующейся системе образования, педагог не должен зацикливаться на одной образовательной системе. Необходимо использовать лучшие отечественные традиции, опыт иностранных научно-педагогических школ, а также современные инновационные технологии. И, наконец, самый главный фактор, который позволит максимально эффективно реализовывать цели обучения, развития и воспитания – это постоянный диалог с молодыми; создание условий для самостоятельного определения ими целей, задач, самоконтроля, определения перспектив развития. Не односторонний процесс, а сотрудничество с детьми, подростками и юношеством в деле творения их как личностей с глубоким чувством собственного достоинства, сознательным и независимым отношением к окружающему миру и ответственностью за будущее планеты.
Учение- это процесс нашего совместного творчества!
© 2017, Самофал Ирина Валентиновна 250