СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я - педагог наставник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Антон Павлович Чехов писал «Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?» Проанализировав свою деятельность, со стопроцентной уверенностью могу сказать: «Я занимаюсь нужным и важным для общества делом». Так, как кроме того, что я учитель, без малого три года являюсь наставником у девушки, которая пришла после окончания колледжа в нашу школу учителем начальных классов.

Кто такой наставник? Я считаю, что наставник - это человек, который вкладывает в другого свою душу, который отдаёт частичку себя, который интересен, общение с которым приносит пользу.

Взаимное доверие является тем фундаментом, на котором с самого начала строятся отношения. Педагог- наставник должен создать условия для добрых, доверительных отношений. Для этого использовать только демократический стиль общения. Назидательный тон недопустим, так как нужно понимать, что у твоего подопечного может быть достаточно высокий уровень теоретических знаний. Ему не хватает в первую очередь опыта, которым ты и должен поделиться. А ещё должен быть примером для молодого учителя в отношениях с учащимися, с коллегами и с родителями.

Ведь ещё В.Даль говорил: «Наставник сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Я сама человек, который беззаветно влюблён в свою профессию и это же стараюсь привить молодому специалисту.

В самом начале я поделилась правилами, которыми с первых дней педагогической деятельности руководствуюсь в своей работе:

  • Входи в класс с улыбкой. Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
  • Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
  • Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету".
  • Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
  • Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым.
  • Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
  • Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков".
  • Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
  • Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
  • В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

Эти правила она приняла, использует в своей практике и это у неё неплохо получается.

Ежедневно мы поддерживаем тесный контакт: обсуждаем темы уроков, построение урока исходя из предмета и темы, использование рациональных приёмов и методов, технологий. Разрабатываем и проводим родительские собрания (иногда совместные), внеклассные мероприятия.

Ежемесячно даю один-два открытых урока с обязательным анализом. Причём предмет выбирает молодой специалист. При этом на каждом таком уроке стараюсь показать новые технологии, а также с разнообразные приёмы и методы. Затем даёт урок молодой специалист, который также подробно обсуждается и даются практические рекомендации. Но всё это происходит в тёплой, дружественной обстановке, чтобы не отбить желание пробовать и творить.

Ещё мне хочется поделиться моей педагогической находкой – это когда на уроке присутствует молодой специалист со своим классом. У нас преимущество в том, что мы работаем на параллелях. Поэтому можем себе позволить такие эксперименты.

Положительный результат таких уроков: дети сравнивают свою работу с работой ребят из другого класса, учатся анализировать и делать выводы, на что им необходимо обратить внимание. Минусы: 1) готовиться к такому уроку приходится намного дольше, т.к. приходится работать с большим количеством детей;

2) нехватка рабочих мест за партами. Поэтому совместные проводим только уроки чтения, окружающего мира, классные часы, при которых уроки проходят в разнотрансформируемом пространстве.

Ещё один эксперимент нам пришёлся по душе – это проведение наставником одного и того же урока на своём классе, а потом на классе молодого специалиста. Это даёт возможность моей подопечной со стороны сравнить работу ребят своего класса и параллельного; увидеть, на развитие каких умений и навыков необходимо обратить внимание.

У меня накоплен большой теоретический и наглядный материал по современным технологиям, по рефлексии, по работе со словарными словами, по развитию логического мышления, по работе над развитием техники чтения, которым я щедро делюсь с подопечной. Этим самым пробудила интерес у моей подопечной к творчеству, к занятию самообразованием, в общем, к педагогической деятельности, раз из её уст прозвучали слова: «Я тоже хочу, чтобы у меня как можно быстрее была такая методическая база».

В прошлом году мы с Кристиной Александровной участвовали в муниципальном конкурсе «Зажги свою звезду» (это конкурс для молодых специалистов), в котором она заняла 2 место. И самым главным комплиментом для меня были слова: «Я хочу, чтобы вы сопровождали меня на конкурс. Ведь вы для меня, как вторая мама и мне необходимо, чтобы вы были рядом». Это значит, что я, как педагог – наставник, всё делаю правильно, и дальше буду двигаться в том же направлении.

В заключение отмечу, что никогда не нужно опасаться того, что ваш «ученик» вас перерастёт. Наставник должен быть готов к тому, что если он вложил душу в своего подопечного и постарался передать весь накопленный опыт, то талантливый молодой специалист, в скором будущем, может достичь в своей профессиональной деятельности гораздо бóльших высот, чем его учитель.

И, на мой взгляд, это правильно.

12.01.2018 16:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!