СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Если ребёнок врёт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вчера вечером мой сын стоял на кухне. На его лице были явно видны отпечатки конфеты, которую ему кушать было нельзя. Шоколадные пятна на его щеках можно было рассмотреть даже стоя в коридоре. А при приближении в глаза бросался результат вытирания пальцев об светло-лимонную футболку. Аккуратно есть конфеты у него пока не получается. Я, сделав вид, что следов преступления никаких не заметила и спросила его самым доброжелательным тоном, надеясь на то, что ребёнок покается в содеянном.

- Данил, а где конфета, которая лежала на столе? Фантазия, загнанного в тупик 4летнего ребёнка, выдала.

- Она упала на пол. - И что же ты мне врёшь? Я же вижу, что ты весь в шоколаде! Я же тебе не разрешала есть эту конфету! Зачем ты её съел? Страх затмил его сознание, и ответа на свой вопрос я так и не получила.

Хотя и так всё понятно. Маленький ребёнок захотел конфету, маленький ребёнок взял конфету, маленький ребёнок съел конфету.

А потом я сама себе задала вопрос: "Если я вижу, что ребёнок ЕЛ конфету, ЗАЧЕМ я спрашиваете, где конфета?"

Такие же вопросы мне задавала и мои родители: «Если они знали, что я не была на тренировке, зачем спрашивали, как она прошла?» или «Если они знали, что я получила двойку по математике, зачем спрашивали, какие оценки сегодня получила?» или «Если знали, что без разрешения взяла куклу подружки и принесла домой, зачем спрашивали, откуда эта кукла у неё взялась?»

Вот скажите мне, зачем все эти вопросы? Может быть, мам где-то этому специально обучали? Может быть, это результат детективных фильмов, которые были одно время очень популярны: - Скажите, где вы были ровно в семь вечера 14-го числа? - Я был у тётушки Марты на ужине? - Нет, вас там не было! Вы были совершенно в другом месте, и я сейчас буду это очень красиво вам доказывать.

Но вы же не сыщики! Если вы и так знаете, что делал/ где был/ что получил ребёнок, так и скажите ему об этом, а не задавайте вопрос, который ставит ребёнка в тупик. Эти вопросы прямо провоцируют ребёнка на то, чтобы он соврал. С помощью лжи он будет стараться себя защищать. Как в зале суда. Только он и подсудимый и защитник, а мама - судья, который провоцирует на ложь, а потом приходит в ярость от того, что она случилась. Если мы хотим, чтобы ребёнок говорил нам правду, мы должны создать условия, при которых он не будет бояться это делать. И уж роль судьи или сыщика, который загоняет в тупик, не самый подходящий образ для мамы, чтобы эту цель достигнуть.

КАК ЖЕ БЫТЬ?

1. Скажите ребёнку о том, что вы знаете. И сделайте это просто и спокойно, чтобы он вас не испугался. Мы же хотим, чтобы он НЕ боялся говорить нам правду. Я могла бы сказать Данилу: «Я вижу, что у тебя на лице шоколад. Похоже, что ты не смог удержаться и съел конфету».

2. Скажите о том, что вы чувствуете по этому поводу, не обвиняя при этом ребёнка. Я могла бы сказать Данилу: «Я очень огорчена сейчас. Я боюсь, что от шоколада ты будешь чесаться. Поэтому я не разрешала тебе есть эту конфетку»

3. Предложите какое-нибудь решение ребёнку. Я могла бы сказать Данилу: «Если тебе захочется конфету, спроси сначала у меня!»

Итак, подведём итог:

Зная ответ, никогда не задавайте вопросов!

Никогда не вселяйте в ребёнка страх говорить вам правду!

Соблюдая эти два простых условия, вы действительно поможете ребёнку вам не врать!

23.02.2019 15:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!