СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однажды французский поэт и философ Поль Валери сказал о живописи как об искусстве, которое открывает перед нами вещи такими, какими они были однажды, когда на них смотрели с любовью. Именно такое ощущение появляется, когда смотришь на картины Эрмитажа. Этот музей удивительным образом собрал в себе художественные сокровища всех поколений от позднего средневековья и до наших дней. Более четырёх тысяч великолепных произведений, которые появились под кистью величайших мастеров из разных уголков мира. Это ли не считать настоящим богатством сегодняшнего времени?!

Государственный Эрмитаж Эрмитаж, Главная лестница

Живопись Эрмитажа

Эрмитаж восхитительным образом открывает перед ценителями высокого искусства благородство и элегантность западноевропейской живописи, роскошь и неподдельную искренность картин художников Фландрии и Голландии, богатый внутренний мир и теплоту сердец удивительных мастеров Англии и Испании XVII - XVIII веков. Среди всех полотен запоминаются чувственные и волнующие работы раннего итальянского Возрождения. Знаменитые художники ярко передали своё цветоощущение, которое сегодня отражает утонченные силуэты классических шедевров той эпохи и современной эстетики. Особенно в коллекции Эрмитажа хочется отметить картины Анри Матисса. Этот художник с помощью своих полотен заставлял мир излучать удивительную красоту, ритмическую экспрессию и необыкновенное свечение. Казалось бы, его работы настолько просты, однако предельно упрощенные линии и формы показывают зрителю напряжение «кричащего» эмоционального мира. Такой подход наблюдается во многих работах, представленных в знаменитом музее. Но, несмотря на присущую им классику и органичность, живопись Эрмитажа полна яркой динамики. Именно такое сочетание футуризма и классицизма так притягивает внимание ценителей высокого искусства из всех уголков мира. Коллекция Эрмитажа - немного истории

У всех туристов, посещающих Санкт-Петербург, возникает вопрос: что посетить во время поездки? Однако почти все стремятся оказаться на Дворцовой площади и посетить крупнейший музей мира - Эрмитаж. Опытные гиды рекомендуют своим клиентам посещать эту лучшую в мире галерею во время непогоды. Сразу необходимо рассчитывать, что вы там проведёте не менее 4-х часов. А если решите просто обойти всю экспозицию, то пройдёте пешком около 20 км. Поэтому лучше сделать несколько визитов. Коллекция в 3 млн. экспонатов отражает развитие человеческой цивилизации от эпохи Древнего Египта до культуры 20 века в Европе. Картинные залы Эрмитажа Особенно знаменита и наиболее известная часть коллекции - это картинная галерея. Она включает в себя произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Сезанна, Моне, Ван Гога, Матисса, Гогена. Сразу с момента своего создания коллекция Эрмитажа, как настоящая сокровищница, являлась очень важной для всех, кто интересовался историей и искусством. До получения статуса музея в 1852 году доступ в Эрмитаж был весьма ограничен. Так, А.С.Пушкин добивался возможности поработать с коллекцией через В.А.Жуковского, который работал учителем русского языка у принцессы Шарлотты (будущей жены Николая 1, императрицы Александры Фёдоровны). Начало истории музей берёт в 1764 году, когда императрице Екатерине Великой предложили в Берлине коллекцию в 255 картин, в счёт уплаты долга перед Россией. Сразу после этого Екатерина издала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на продажу. С тех пор коллекция постоянно увеличивалась. Современный Государственный Эрмитаж - это сложный музейный комплекс, состоящий из шести зданий (включая Зимний дворец), расположенных вдоль набережной реки Невы. Все они проектировались и были построены под руководством лучших архитекторов своего времени. До сих пор великолепие, изящность и гениальность самих зданий Эрмитажа вызывает восторг у многих современных экспертов. Главное здание, Зимний дворец, бывшая резиденция российских императоров, было создано архитектором Расстрелли в стиле барокко и построено между 1754 г. и 1762 г. Это роскошное и скрупулезно выполненное строение удивляет своим простором, в здании более 1500 залов, более 1700 дверей и более 1000 окон. Многие туристы, впервые побывавшие в Эрмитаже, отмечают, что само здание заслуживает не меньшего внимания, чем сама коллекция. В первые годы после основания Эрмитажа пополнялся путём приобретения целых коллекций живописи у европейских аристократов. С 1769 до 1781 г.г. были приобретены коллекции графа Иогана Кобенцля в Брюсселе, графа Генриха Брюля в Дрездене, собрание Троншена в Женеве, банкира Пьера Кроза в Париже, лорда Уолполя в Англии, графа Француа Бодуэна в Париже. Эти коллекции сформировали будущий характер собрания живописи в Эрмитаже. В дальнейшем покупались не только коллекции, но и отдельные произведения, например Александр I приобрёл «Лютниста» Караваджо. В 19 веке появляется экспозиция посвящённая испанскому искусству, после приобретения коллекции Кузвельта в Амстердаме. Кроме того в 19 веке появляется старонидерландская коллекция, её основу составили собрание голландского короля Вильгельма II и дар Д.П.Татищева. Много произведений появилось в коллекции благодаря Д.А. Голицыну, служившему послом России во Франции, где он подружился со многими представителями культуры. Из-за этого в Эрмитаже появились знаменитые шедевры: «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, «Вакха» Рубенса и другие знаменитые полотна. Эпоха 17-18 вв. представлена намного обширнее, полнее и разнообразнее. В Эрмитаже имеются картины всех величайших художников Западной Европы. Искусство Голландии, Фландрии, Франции, Англии, Испании можно изучить во всех деталях. Целые направления в живописи – итальянское возрождение, французский импрессионизм - представлены настолько хорошо, что дают детальное представление об этих эпохах. Вместе с тем в других направлениях живописи отсутствуют некоторые ключевые произведения. Например, в испанской коллекции отсутствуют работы Франциска Гойи, а в коллекции голландских мастеров нет работ Вермеера Дельфтского. Это объясняется тем, что формировалась коллекция как частная, и не требовалось подбирать живопись, чтобы отобразить ход развития эпохи. Картинная галерея Государственного Эрмитажа К началу 20 в. в Эрмитаже насчитывалось более 600 тыс. произведений искусства и предметов старины. Коллекция Эрмитажа значительно изменилась после Октябрьской революции, когда в результате национализации собрание музея пополнилось за счёт частных коллекций. Появились работы Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо. Вместе с тем самые знаменитые произведения новая власть продала. Так, навсегда покинула Россию картина «Поклонение волхвов» работы Боттичелли, и 48 других самых ценных произведений были утрачены, что нанесло непоправимый урон Эрмитажу. В военные годы коллекция Эрмитажа была эвакуирована в Свердловск, а само здание использовалось как бомбоубежище. Сразу по окончании восстановительных работ Эрмитаж возобновил свою работу в качестве музея и коллекция была возвращена из эвакуации. В 1981 г. дворец Меньшикова стал одним из подразделений Эрмитажа, в 1999 г. восточная часть Главного штаба также была передана музею. В 2000-х годах построено Фондохранилище. Музей периодически ремонтируется и многие шедевры стали доступны для публики.

Эрмитаж - национальная сокровищница мирового искусства

Государственный Эрмитаж - крупнейший музей России. Он расположен в комплексе роскошных зданий Зимнего дворца, бывших до революции собственностью царской семьи. Его по праву называют национальной сокровищницей мирового искусства. Название «Эрмитаж» получило здание, построенное рядом с дворцом по приказу императрицы Екатерины Великой. В переводе на русский язык оно означает «уединение». Действительно, эти покои предназначались для частного времяпрепровождения царицы. Здесь она любила проводить часы отдыха, устраивала званые ужины для избранного круга. Датой основания дворцового музея является 1764 г. В этот год Екатерина, большая любительница искусства, привезла из Берлина свою первую коллекцию живописи для размещения её в зданиях Эрмитажа. С каждым годом изумительные коллекции непрерывно росли, так как государыня не жалела средств на их приобретение. Вскоре стало понятно, что небольшой музей тесен для шедевров мирового искусства столь внушительных размеров. Так появилось ещё одно здание, названное Большим Эрмитажем. Большой Эрмитаж включает в себя здание Эрмитажного театра. Оно было построено в 1787 г. архитектором Кваренги, вдохновившегося достижениями зодчества Древнего Рима. Поэтому зрительные места здесь располагались в форме амфитеатра. Восхитительный мрамор розового и серого цвета, статуи Аполлона и девяти муз создавали ощущение античности. Во времена императрицы Екатерины 2 в театре ставились спектакли для родственников и приближенных, иностранных дипломатов и других знатных гостей. Перед началом спектаклей приглашенная интеллигенция неспешно прогуливалась по Эрмитажу, созерцая полотна Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Рембрандта и многих других мастеров. В настоящее время здесь устраиваются вечера балета с участием известнейших звезд сцены, концерты классической музыки, оперные вечера. Предметы царской России в Эрмитаже Эрмитаж удивлял и продолжает удивлять всех, кто когда-либо побывал в нем. Известный испанский дипломат и литератор Хуан Валера после пребывания в Эрмитаже в 1856 г. отразил свои впечатления в «Письмах из России». Он описывает некоторые из увиденных им чудес - многообразие яшмы, позолоты, малахита, величественные портреты императоров в изящном обрамлении, большое количество искусно написанных картин, совершенных по красоте и грациозности скульптур, невиданную роскошь ювелирных изделий. Особенно его впечатлили работы испанских и итальянских художников, римская скульптура, старинные золотые драгоценности, обширная нумизматическая коллекция, а также собрание античных резных камней. Весьма сложно описать словами впечатления от посещения Эрмитажа. С первых же шагов по его королевской иорданской лестнице открываются взору, царящие здесь, роскошь и великолепие. Время, кажется, останавливается в этих величественных залах среди громадных малахитовых ваз, египетских саркофагов, картин великих мастеров европейской живописи и скульптуры, серебра разнообразных предметов декоративного искусства. После правления Екатерины, при Николае 1, было возведено ещё одно здание этого величайшего музейного комплекса, названное Новым Эрмитажем. Его главный фасад, выходящий на Миллионную улицу, украшен мощными гранитными фигурами атлантов. Это первое в России здание, построенное специально для художественного музея. Находящиеся здесь крупнейшие коллекции предметов искусства стали доступны для посетителей лишь после Октябрьской революции. До этого любоваться ими могли только счастливчики, удостоенные персонального приглашения монарха. Сегодня можно заглянуть в любой интересующий зал. Все пять зданий объединены внутренними переходами, лестницами и галереями. В богатейших коллекциях Эрмитажа более 3 млн. экспонатов, а площадь экспозиций составляет 50 тыс. кв. м. Для получения общего представления о музее, стоит подняться по Посольской лестнице на второй этаж дворца. Далее пройти через торжественные комнаты залов в Военную галерею, возведенную в честь победы русской армии над Наполеоном. Стены её бережно хранят сотни портретов русских генералов-участников войн. Затем расположен Большой Тронный (Георгиевский) зал, откуда есть выход в Малый Эрмитаж, известный великолепием Павильонного зала. Его особой достопримечательностью являются необычные часы «Павлин». Изготовлены они в Великобритании в 1770-е годы из бронзы, серебра, страз и позолоты. Часы до сих пор находятся в рабочем состоянии. Это единственный во всем мире крупнейший автомат 18 века, сохранившийся без изменений. Государственный музей «Эрмитаж» В Большом Эрмитаже начинается пинакотека, т. е. собрание живописных коллекций. Шедевры итальянской живописи представлены в 40 залах. Одна из старинных картин итальянского искусства - «Мадонна», исполненная сиенским художником Симоне Мартини, которая является оформлением складня-диптиха «Благовещение», созданного ещё в 14 веке. Две следующих галереи посвящены флорентийской и венецианской живописи. Отсюда можно пройти в зал Леонардо да Винчи. Как правило, в нём много людей и к таким знаменитым работам, как «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита» и др. часто можно увидеть очереди. В Новом Эрмитаже продолжается итальянская коллекция. Здесь необходимо посетить обворожительные лоджии Рафаэля - точную копию ватиканского творения талантливого мастера. Роскошь убранства величественных залов создают умопомрачительные паркеты, камины, столы, расписанные золотыми красками, огромные лазуритовые вазы, светильники из родонита, яшмы, порфира, тяжелые бронзовые канделябры, являющие собой истинные произведения искусства. Помимо итальянского искусства, в Эрмитаже, безусловно, заслуживает особого внимания искусство Испании. Работы, выставленные в двух залах, изобилуют именами величайших испанских мастеров. Среди них Эль Греко, Мурильо, Веласкес и даже Гойа. Зал Рембрандта хранит незабвенную коллекцию его работ. В Эрмитаже собрана примерно тысяча полотен известнейших голландских художников. Можно познакомиться с их мастерскими, исполненными невероятно реалистичными пейзажами и натюрмортами. Далее посетителей ожидает одна из лучших в мире коллекций французского искусства. Здесь воочию можно увидеть потрясающие произведения французских импрессионистов и постимпрессионистов: Клода Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пабло Пикассо. Нельзя упустить возможность полюбоваться интерьером Золотой гостиной с позолоченными стенами. Здесь имеется коллекция резных камей, купленная Екатериной Великой у герцога Орлеанского. В малиновой гостиной организовывались вечера музыки, о чем напоминает отделка стен шелком с изображением музыкальных инструментов. Далее следует выход в зал, где стоят самые настоящие сани императрицы Анны Иоанновны, изготовленные в форме фигуры св. Георгия Победоносца. После первой части экскурсионной программы можно отдохнуть за чашечкой ароматного кофе, в уютном музейном кафетерии. Ведь впереди зрителей ожидает античный зал Древнего Египта, где среди многочисленных экспонатов можно увидеть мумию египетского жреца, датированную 10 в. до н. э. Египетская коллекция довольно интересна тем, что в ней представлены почти все периоды развития этого древнего государства. Продолжая экскурсию по музею, невозможно пройти мимо такого ценного экспоната, как Колыванская ваза. Ее вес составляет 19 тонн, а высота достигает 3 метров. Выполнена ваза на Колыванской фабрике в Алтае, путем длительного высечения (в течение14 лет) из монолита ревневской яшмы. Затем ваза была доставлена в Петербург и установлена в Эрмитаже. Кроме всего этого, в Эрмитаже представлен просторный Двадцатиколонный зал, оформленный монолитными колоннами из серого гранита, с изящно оформленными римской мозаикой, полами. Здесь господствует разнообразие античных ваз и амфор. Наиболее известна чернолаковая Кумская ваза, называемая «Царицей ваз», размещенная в центре зала, под специальным стеклянным колпаком. Она посвящена богам плодородия, отличается красивым рельефом, сохранившим позолоту и следы ярких красок. Здесь же имеется небольшая, но вполне достойная внимания этрусская коллекция. Очень интересной и запоминающейся будет экскурсия по первому этажу Нового Эрмитажа. Здесь предоставляется возможность увидеть замечательные коллекции античного искусства. Среди них статуя Юпитера, высота которой достигает более 3 метров, найденная на загородной вилле римского императора Домициана. Скульптура Венеры Таврической была приобретена у римского папы ещё во времена Петра 1 и считается первым античным памятником Российской Империи. Античному миру в музее посвящено более 20 залов. Искусство Древней Италии и Рима, Древней Греции, Северного Причерноморья выражено редчайшими коллекциями ваз, драгоценных камней, ювелирных изделий, скульптур, терракот. Скульптуры в Государственном Эрмитаже Обширный музейный комплекс предоставляет уникальную возможность посетить Золотую и Бриллиантовую кладовые, свято хранящие изделия из драгоценных металлов и камней. Многочисленные экспонаты доставлены из самых разных стран и являются элементами их истории - от эпохи скифского и греческого золота до современных ювелирных изысков. Завораживают взгляд фантазии искусных ювелиров, воплощенные в чудесном разнообразии браслетов, афинских перстней, табакерок, бонбоньерок, несессеров, драгоценного оружия, предметов роскоши российских цариц. Также можно увидеть золотые изделия и драгоценности членов императорской семьи Романовых, памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия известной фирмы «Фаберже». Созерцая собственными глазами все это великолепие, невольно возникает мысль о том, насколько одухотворенно выражается мастерство композиций художников и скульпторов, и как немыслимо виртуозно их техническое исполнение. Эрмитаж - обитель ожившей истории, после посещения которой каждый хранит впечатления от увиденного всю оставшуюся жизнь.

Просветные залы

Под благородным сиянием золо­той лепнины сводов, на фоне темно-красных стен в едином пространстве интерьера тор­жественно сосуществуют холсты великих мастеров, столы, вазы, торшеры из мала­хита, порфира, родонита, яшмы, лазурита, изготовленные на Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабриках. Со стороны Зимней канавки к Большим Про­светам примыкает вытянутая галерея, представляющая собой повто­рение Лоджий Рафаэля в Ватикане. Галерея, построенная в XVI веке архитектором Браманте и в дальнейшем расписанная Рафаэлем в технике фрески, была воссоздана в Петербурге согласно держав­ной воле императрицы Екатерины Великой в 1783-92 годах. Архитектурные обмеры в Риме выполнил Дж. Кваренги и в точном со­ответствии с ними возвел корпус в Петербурге. Копии фресок Рафаэля были заказаны римскому живописцу Кристофу Унтербергеру, кото­рый вместе с помощниками перенес на холсты ватиканские шедевры мастера. В1787-88 годах их укрепили в интерьерах петербургских Лоджий Рафаэля. Галерея состоит из тринадцати отсеков - Лоджий. Их стены и своды покрыты затейливой декоративной росписью, так называемым гротескным орнаментом, созданным Рафаэлем под вли­янием античных росписей, которые он изучал на раскопках Древнего Рима. В каждом своде помещены четыре картины на библейские сюжеты - от основания мира и истории Адама и Евы до распятия Христа. Второе своё рождение этот ансамбль пережил в середине XIX столетия.

Анфилада

Когда строился Новый Эрмитаж, старый корпус Лоджий Рафаэля был разобран, а росписи, выполненные в XVIII веке на холстах, демонтированы. Согласно воле Николая I архитектор Кленце включил в состав Императорского Музеума полное воссоздание Лоджий Рафаэля. Так, живо­писные копии почти уже утраченных ныне ватиканских фресок великого мастера Ренессанса нашли достойное место в ансамбле интерьеров музея. Однако Картинная галерея занимала не все залы второго этажа Нового Эрмитажа. Вся анфилада, расположенная вдоль Лоджий Рафаэля - от современного зала Итальянской майолики до Рыцарского и Двенадцатиколонного залов, - включала коллекции камнерезного искусства и нумизматики. Отделка этих интерьеров отличалась большей декоративной насыщенностью. Полихромные росписи стен и потолков, рельефы и лепнина, а также уникальные наборные паркеты составляли драгоценное обрамление коллекций миниатюрных произведений глиптики и медальерного искусства.

Двадцатиколонный зал

В Двадцатиколонном зале Кленце мастерски стилизовал простран­ство античного храма, разделив помещение двумя рядами монументальных ионических колонн. Зал проектировался архитектором специально для коллекции греко-этрусских ваз. В связи с этим в декорировку стен, ба­лок и кессонов перекрытия Кленце включил орнаментальные, растительные и многофи­гурные композиции, выполненные в духе ан­тичной вазописи. Подлинное произведение искусства - мозаичный пол, выполненный в сложнейшей технике венецианского терраццо мастерами Петергофской гранильной фабрики, представляет собой самостоятель­ный экспонат зала. Ныне в пространстве Двадцатиколонного зала за стройными ряда­ми колоннад красуются расписные античные вазы, изделия из стекла, металла, драгоценные геммы. Строгая классическая стилизация, пре­обладающая в отделке интерьеров первого этажа Нового Эрмитажа, оттеняет благород­ную красоту произведений искусства ан­тичного мира, являясь высшим достижением в искусстве музейного интерьера XIX столетия. Впервые Новый Эрмитаж стал доступен для посещения посетителей 5 (17) февраля 1852 года. Музей, по указаниям Николая I, стал продолжением императорской резиденции.

Категория: Прочее
08.05.2018 00:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!