СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы театрализации на уроках истории и современные информационные технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторический театр - очень популярное в 80-90-е гг. направление в методике преподавания истории в школе. Элементы театральной игры вплетались в контекст большинства инновационных уроков. Вышло ряд научных работ, систематизирующих виды и формы игровых приемов.

Однако сегодня произошло определенное охлаждение к театру на уроке. С появлением новых информационных технологий, как и многие старые методические формы работы, «театр» был отодвинут на второй план. И причины этому вполне объяснимы. Появление на уроке мультимедийного проектора и экрана увеличило количество наглядности, у учителя в арсенале появился не только богатый иллюстративный материал, но и аудио, видео записи (художественные, документальные фильмы на исторические темы). Нельзя сказать, что на современном этапе не уделяется внимание деятельностному подходу в обучении, и школьники выступают лишь пассивным объектом поглощения информации. Разработаны приемы работы с наглядным материалом: проблемные опережающие задания, дискуссии по острым историческим вопросам, обучающие игры.

Однако вовлечение учащихся в сценическую игру, сопоставления себя с историческими персонажами, с исторической эпохой создает базу для личностного прочуствования учебного материала.

Существуют возрастные особенности организации сценического действия на уроках. В 5-6 классах школьники еще не разучились играть. Ролевая игра - привычная им сфера деятельности. Они принимают условность происходящего и охотно вовлекаются в нее. При этом даже качество игры актеров не имеет значение. Они могут путаться в тексте, запинаться, краснеть от смущения. Одноклассники не обращают на это особого внимания, отдаваясь во власть игре. Процесс важнее результата. Здесь главный принцип сопричастности. Каждый желающий может попробовать себя в роли актера.

Однако чем старше становятся школьники, тем сложнее становится и организация театрального действия на уроке. Мне вспомнился один случай. Нас, педагогов-историков, пригласили посетить урок молодого коллеги. В Х классе предстояло изучить тему «Крещение Древней Руси». «Я подготовил для вас небольшой спектакль», - заявил нам учитель с порога. Заинтригованные, мы расселись на приготовленные места. Прозвенел звонок. Распахнулся импровизированный занавес, и нашему взору предстал учащийся в маминой меховой шапке со скатертью на плечах. «Я – князь Владимир», - громко произнес он. Одноклассники дружно засмеялись. «Подойдите ко мне, послы!», - сам давясь от смеха, выкрикнул «князь». Из-за дверей выбежали три ученика тоже в маминых шапках. Далее была разыграна сцена прихода иностранных миссионеров, которые убеждали принять Владимира свою веру. Князь, развалившись на стуле (видно уже окончательно войдя в роль), размахивая рюмкой с компотом и поглаживая лежащего перед ним резинового поросенка, объяснял послам, что русский человек без вина и свинины жить не может. Класс уже валялся от смеха за партами. Не весело было только нам. Что школьники вынесут из этого урока, что их предки приняли православное христианство, потому, что любили выпить? Когда урок завершился, учитель самодовольно так же погладил резинового поросенка (очевидно, он считал это своей самой удачной находкой), и спросил нас «Ну, как?» Далее, как говорится, занавес.

В разгар этого «вечера юмора и сатиры», мне вспомнился другой урок, увиденный мною школьницей. Это урок моего учителя литературы Лихачевой Татьяны Георгиевны. Урок был посвящен А.С. Пушкину. Звучали бессмертные строки «Евгения Онегина». В полумраке при свечах Онегин склонив голову печально слушал прощальные слова Татьяны «А счастье было так возможно, так близко…». Мы затаили дыхание, в эту минуту перед нами были не наши одноклассники (Таня и Рома), а герои романа. И мы не замечали ни «папин» галстук на Онегине, ни свадебное платье соседки на Татьяне.

В чем разница между этими уроками? В отношении к своей работе и в силах, затраченных на организацию постановки. Старшие школьники теряют с возрастом условность игры. Для них содержание становится важнее формы. Болезненная самооценка, стеснительность или излишняя раскрепощенность, желание привлечь внимание – все эти особенности подросткового возраста мешают организации театра на уроке. И требуется все педагогическое мастерство учителя, чтобы правильно подобрать актеров, настроить их на игру, объяснить важность происходящего. Сцены должны быть отрепетированы множество раз, пока исчезнет фальшь и неуверенность. Только такую сценку можно показывать школьной «публике». Не уверен в своих силах? Не спеши. Не бери сцены, затрагивающие глобальное историческое мировоззрение. Здесь принцип «Либо хорошо, либо не как» проявляется в полной мере. В противном случае мы скатываемся к клоунаде.

Информационно-коммуникативные технологии не являются врагом театра на уроках, а наоборот расширяют возможности учителя в организации учебного процесса. Ведь перед нами лучшие декорации, какие только может позволить себе учитель.

Существует несколько приемов организации сценической деятельности с использованием ИКТ.

Во-первых, «школьная киностудия». Учитель вместе с учащимися с помощью домашней камеры (даже сотового телефона), создает небольшой фильм, где школьники выступают актерами. Местом для съемок могут быть не только стены школы, но и исторические места района, города. При этом сам процесс съемки имеет большое и образовательное, и воспитательное воздействие.

Во-вторых, для учащихся среднего звена экран с помощью проектора может превратиться в условное историческое пространство. Учитель предлагает представить себя, например горожанами древних Афин или воинами на поле битвы. При этом перед взорами детей появляются античные улицы или широкое поле. А далее, по сценарию, учитель предлагает пройти учащихся через разные испытания, выполнить задания. При этом и декорации будут на экране меняться. Такая виртуальная «машина времени» усиливает творческий потенциал детей, они с удовольствием вовлекаются в игру. Достоинством этого приема является импровизация. Не требуется долгой внеклассной подготовки и репетиций.

В-третьих, школьники сами могут выступить участниками создания компьютерных декораций. Подобрать например обстановку купеческой гостиной или крестьянской избы XIX века.

Категория: История
18.12.2016 20:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!