© 2016 823
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эльдар Александрович Рязанов
(18 ноября 1927, Самара – 30 ноября 2015, Москва)
Сердечный режиссёр
Любимый миллионами зрителей во всём мире кинорежиссёр, сценарист, поэт и драматург ушёл из жизни по причине острой сердечной недостаточности. В советском и российском кино не было и нет режиссёра, вкладывавшего в свои картины так много сердечности, как это делал Эльдар Александрович.
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, удостоенный орденов Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III степени, Изящных искусств и литературы, а также ордена Почётного легиона и ордена Дружбы.
Мэтр советского и российского кино появился на свет 18 ноября 1927 года в городе Самаре в семье Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Рязановой (в девичестве Шустерман). Судьба отца будущего режиссёра походит на роман и достойна экранизации. Он происходил из крестьянской семьи, окончил реальное училище. В 16 лет, вдохновлённый революционными идеями, вступил в ВКП(б), а в 19 лет уже был комиссаром дивизии, затем – разведчиком. Китай, Персия, Иран. С будущей супругой он познакомился в советском торгпредстве в Тегеране. Когда выяснилось, что Софья ждёт ребёнка, Александр Семёнович уговорил её уехать к родителям в Самару, где и родился мальчик. В память о жизни на Востоке отец назвал сына Эльдаром (в переводе с персидского «владеющий миром»). Через месяц после рождения мальчика увезли в Москву. Александр Семёнович к тому времени вернулся в Россию и был назначен начальником винного главка. Несмотря на внешнее благополучие, покоя в семье не было. По воспоминаниям режиссёра, отец потихоньку спивался, затевал скандалы, и Софья Михайловна оставила его, забрав сына. Она вышла замуж за инженера, у которого также был сын. И тут грянула Великая Отечественная. В эвакуации семья жила в холодном бараке, кишащем крысами. Эльдар присматривал за сводным братом, стоял в очередях за хлебом. Самое яркое воспоминание о том времени – неослабевающий голод. А он мечтал быть писателем. Или поэтом. Или моряком! Но для этого надо было выжить. И он выжил, вернулся в Москву. В старших классах сочинял стихи, подражая Пушкину, Лермонтову, Симонову, Маяковскому.
Три музы одного гения
Три женщины сыграли серьёзную роль в жизни Эльдара Александровича. И всех троих, как уверяют друзья и знакомые режиссёра, он очень любил, но жизнь непредсказуема.
Первой супругой режиссёра стала его сокурсница по ВГИКу Зоя Фомина. Сразу же после окончания института они поженились, и в 1951 году на свет появилась единственная дочь Рязанова Ольга. Но что-то не сложилось, и супруги расстались. Зоя, по воспоминаниям друзей, тяжело переживала этот разрыв.
В начале 1970-х годов на «Мосфильме» Рязанов познакомился с Ниной Григорьевной Скуйбиной, молодой вдовой с сыном. Николай Скуйбин вырос и стал режиссёром, как оба его отца – родной Владимир и отчим Эльдар. По его словам, его мама и Эльдар Александрович были счастливой парой. Любовь, которую Рязанов испытывал к своей второй жене, вдохновила его на создание лучших его фильмов. Например, «Иронии судьбы.». К сожалению, через 22 года счастливой жизни Нина Григорьевна умерла от рака. Рязанов очень тяжело переживал потерю жены. Утешение много времени спустя режиссёр нашел в дружеском, а затем и брачном союзе с журналисткой Эммой Абайдуллиной. Рязанов был не только счастливым мужем и отцом, но и дедом. Его внук Дмитрий Трояновский работает на телеканале «Россия 24».
Очарование таланта
Сценарист, писатель, драматург, телеведущий и актёр – вот кем был для зрителей Эльдар Александрович. Не просто режиссёром.
Со сценаристом Эмилем Брагинским режиссёр Рязанов написал сценарии ко многим своим картинам. Он автор книг «Зигзаг удачи», «Грустное лицо комедии», «Неподведённые итоги», «Эти несерьёзные, несерьёзные фильмы» и других. Но и это не все – многие зрители помнят «Кинопанораму», ведущим которой был Эльдар Александрович.
К каждому выпуску «Кинопанорамы» он относился как к факту личной биографии (как, впрочем, и к фильмам, и к книгам). «У меня вообще каждая картина личная, потому что других я как бы делать не умею», – с улыбкой говорил он. Гости передачи, вначале немного напряжённые перед камерой, постепенно раскрепощались, очарованные негромким голосом ведущего и его располагающей манерой общения. Всего телепроектов у Рязанова двести, в том числе «Восемь девок, один я», «Парижские тайны Эльдара Рязанова».
«Не хочется смотреть на питекантропов»
«Не выношу предательство, спесь, чёрствость души и всё остальное, столь же хрестоматийное», – сказал как-то Рязанов. Публика чувствовала его через картины и бесконечно любила за фантазию, беспристрастность и нежность, пронизывавшие все его фильмы.
Эльдар Александрович и в жизни был таким же: не переносил ложь, лицемерие, хамство, отсутствие внутренней культуры. «Я вообще уже не понимаю, в какой стране живу, – с горечью говорил он в интервью. – Раньше мы были помоложе и верили в какие-то ценности. На словах было много хорошего, а на самом деле всё было извращено. Сейчас нет колючей проволоки, и мы не сожалеем о ней. Раньше мечтали уехать за границу, а сейчас езжай, были бы только деньги. С этой точки зрения жизнь стала лучше, интереснее, богаче. Но она стала бездуховной. Когда вдруг наступила свобода, выяснилось, что многие не понимают, что это такое. Отсюда ужасный разброд, шатание, распущенность нравов. Я в своё время снял фильм, где действие происходило на помойке. Это «Небеса обетованные». А сейчас все на помойке, и люди, которые действуют там, тоже помоечные. Понимаете, ими забыты такие понятия, как честь, совесть, благородство, искренность, нежность. Это какие-то питекантропы, на которых невозможно смотреть. И не хочется».
Монолог
Стихи, музыка, живопись, кино, литература способствуют тому, что в человеке сохраняется ещё что-то человеческое. Если бы людей не освещали пронзительные лучистые глаза, нежная, застенчивая улыбка великого Чарли, наш мир был бы хуже. Если бы не волшебная музыка Прокофьева, Шостаковича, проникающая в глубины сердца, наш мир был бы ещё более глухим. Если бы не причудливые живописные фантазии Пикассо, Шагала, радующие глаз, вызывающие чувство прекрасного, наш мир был бы ещё более мрачным. Если бы не стихи Блока, Есенина, вызывающие любовь и восхищение, согревающие душу, наш мир был бы ещё более бессердечным. Если бы не бегущие картинки, сочиненные Эйзенштейном, Куросавой, Феллини, картинки, проникающие с белых киноэкранов в зрительские сердца, мир был бы ещё более слепым. Если бы не обыкновенные, простые слова, сложенные в бессмертные книги, наш мир был бы ещё более глупым, если бы не. то, может, и жить не имело бы смысла. (Э. Рязанов)
Откровения Э. Рязанова
Я шёл по опустошённому осеннему лесу. Под ногами была затвердевшая от первого заморозка земля. Где-то сиротливо каркали невидимые вороны. Я вышел на опушку. Передо мной покатым косогором стелилось поле. Рыжая стерня, охваченная инеем, серебрилась. На горизонте темнела узкая полоска дальнего леса. Крыши деревеньки высовывались из-за косогора, на котором прочно стояли могучие двухэтажные стога. Серо-синие, низкие облака недвижно повисли над озябшим полем. Казалось, я нахожусь не в тридцати километрах от Москвы, а за тысячи верст, и живу не в двадцатом веке, а лет, эдак, двести назад. Свежий сухой воздух покалывал щеки, бодрил, походка была упругой, а душу наполняло беспричинное ощущение счастья. И вдруг сама собой в голове возникла первая строчка: «У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать». Не успел я изумиться этому явлению, как следом родилась вторая.
Если учесть, что я уже около тридцати лет, со времен давней юности, не занимался стихосложением, – это было странно. Я подумал, что сейчас это наваждение пройдёт, но получилось иначе. Неудержимо поползли следующие строки: «Дождь ли, снег. Любое время года надо благодарно принимать». Я удивился. Честно говоря, мне показалось, что строфа недурна. И вдруг случилось необъяснимое: строчки полезли одна за другой. Не прошло и двадцати минут, как стихотворение сочинилось само, не обращая на меня никакого внимания, как бы помимо моей воли. Я быстро повернул домой, бормоча строчки, повторяя их, так как боялся, что стихотворение забудется. Войдя в дом, я немедленно перенёс всё на бумагу. Стихи «У природы нет плохой погоды» стали песней.После этого случая изредка меня посещало эдакое странное состояние души, в результате которого возникали небольшие стихотворения.
Я поставил несколько фильмов – «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Дорогая Елена Сергеевна». В этот период параллельно «с многочисленными и разнообразными занятиями и обязанностями существовало что-то вроде внутреннего монолога или, если хотите, стихотворного дневника. В стихах фиксировалось то, что не находило себе места, да и не могло найти, в сценариях и фильмах; мучительное желание высказаться о личном, только моём, стремление поделиться чем-то заветным, жажда исповеди и побудили меня к стихотворству. Исповедь, я думаю, то, к чему властно тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна. В искренности, правдивости чувств, обнажении тайников души, умении заглянуть в человеческие глубины, наверное, суть поэзии.
(Э. Рязанов)
*
Ты укрой меня снегом, зима,
Ты укрой меня снегом, зима,
Так о многом хочу позабыть я,
И отринуть работу ума.
Умоляю тебя об укрытии.
Одолжи мне, зима, одолжи
Чистоты и отдохновения.
Бело-синих снегов безо лжи.
Я прошу тебя, я прошу тебя,
Я прошу тебя об одолжении.
Подари мне, зима, подари
День беззвучный, что светит неярко,
Полусон от зари до зари.
Мне не надо богаче подарка.
Поднеси мне, зима, поднеси
Отрешённости и смирения,
Чтобы снёс я, что трудно снести.
Я прошу тебя, я прошу тебя,
Я прошу у тебя подношения.
Ты подай мне, зима, ты подай
Тишину и печаль сострадания
К моим собственным прошлым годам.
Я прошу тебя, я прошу тебя,
Я прошу у тебя подаяния.
*
Ничего нет смешней и опасней.
Лучше с тонкой улыбкой сатирика
Сочинять ядовитые басни.
Не давать над собой насмехаться,
Тайники схоронить в неизвестность…
И о чувствах своих отмолчаться,
Понимая всю их неуместность.
Иль, вернее сказать, запоздалость,
Потому что всему свои даты.
Но идёт в наступленье усталость,
И всё ближе и горше утраты.
*
Я в мир вбежал легко и без тревоги.
Секундных стрелок ноги, семеня,
За мной гнались по жизненной дороге, –
Да где там! – не могли догнать меня.
Не уступал минутам длинноногим,
На равных с ними долго я бежал.
Но сбил ступни о камни и пороги
И фору, что имел, не удержал.
Э. Рязанов
Господи! Спасибо, что живём.
Слова: Э. Рязанов
Музыка: А. Петров
Господи, не охнуть, не вздохнуть…
Дни летят в метельной круговерти.
Жизнь – тропинка от рожденья к смерти,
Смутный, скрытный, одинокий путь…
Господи, не охнуть, не вздохнуть!
Снег. И мы беседуем вдвоём,
Как нам одолеть большую зиму, –
Одолеть её необходимо,
Чтобы вновь весной услышать гром!
Господи! Спасибо что живём!
Мы выходим вместе в снегопад,
И четыре оттиска за нами,
Отпечатанные башмаками,
Неотвязно следуя, следят…
Господи, как ты метели рад!
Где же мои первые следы?
Занесло печальную дорогу,
Заметёт остаток понемногу
Милостью отзывчивой судьбы…
Господи! Спасибо за подмогу!
Источник: ТВ магазин. Орел. № 49/450 14.12.2015. С. 5.;
«Лирический календарь – 2013» (23.01., 31.01., 01.02., 02.02., 02.10., 03.10., 30.12.)
*
* Все фильмы режиссёра Эльдара Рязанова
* Навсегда в наших сердцах
Ссылка:
*
См.:
Карта сайта
День за днём… (11: 18 ноября)
Кинокалейдоскоп
© 2016 823