СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эльдар Александрович Рязанов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эльдар Александрович Рязанов

(18 ноября 1927, Самара – 30 ноября 2015, Москва)

Сердечный режиссёр

Любимый миллионами зрителей во всём мире кинорежиссёр, сцена­рист, поэт и драматург ушёл из жизни по причине острой сердечной недостаточ­ности. В советском и российском кино не было и нет ре­жиссёра, вкладывавшего в свои картины так много сердечности, как это делал Эльдар Александрович.

Народный артист СССР, лауреат Го­сударственной премии СССР и Государ­ственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, удостоенный орденов Трудо­вого Красного Знамени, «За заслуги пе­ред Отечеством» III степени, Изящных ис­кусств и литературы, а также ордена Почётного легиона и ордена Дружбы.

Мэтр советского и российского кино появился на свет 18 ноября 1927 года в городе Самаре в семье Александра Се­мёновича Рязанова и Софьи Михайлов­ны Рязановой (в девичестве Шустерман). Судьба отца будущего режиссёра похо­дит на роман и достойна экранизации. Он происходил из крестьянской семьи, окон­чил реальное училище. В 16 лет, вдохновлённый революционными идеями, всту­пил в ВКП(б), а в 19 лет уже был комис­саром дивизии, затем – разведчиком. Ки­тай, Персия, Иран. С будущей супругой он познакомился в советском торгпредстве в Тегеране. Когда выяснилось, что Софья ждёт ребёнка, Александр Семёно­вич уговорил её уехать к родителям в Са­мару, где и родился мальчик. В память о жизни на Востоке отец назвал сына Эльдаром (в переводе с персидского «владею­щий миром»). Через месяц после рождения мальчика увезли в Москву. Александр Се­мёнович к тому времени вернулся в Рос­сию и был назначен начальником винно­го главка. Несмотря на внешнее благо­получие, покоя в семье не было. По вос­поминаниям режиссёра, отец потихоньку спивался, затевал скандалы, и Софья Михайловна оставила его, забрав сына. Она вышла замуж за инженера, у которо­го также был сын. И тут грянула Великая Отечественная. В эвакуации семья жила в холодном бараке, кишащем крысами. Эльдар присматривал за сводным бра­том, стоял в очередях за хлебом. Самое яркое воспоминание о том времени – не­ослабевающий голод. А он мечтал быть писателем. Или поэтом. Или моряком! Но для этого надо было выжить. И он вы­жил, вернулся в Москву. В старших классах сочинял стихи, подражая Пушкину, Лермонтову, Симонову, Маяковскому.

Три музы одного гения

Три женщины сыграли серьёзную роль в жизни Эльдара Алексан­дровича. И всех троих, как уверяют друзья и знакомые режиссёра, он очень любил, но жизнь непредсказуема.

Первой супругой режиссёра стала его сокурсница по ВГИКу Зоя Фомина. Сра­зу же после окончания института они поженились, и в 1951 году на свет появилась единственная дочь Рязанова Ольга. Но что-то не сложилось, и супруги расстались. Зоя, по воспоминаниям друзей, тяжело переживала этот разрыв.

В начале 1970-х годов на «Мосфильме» Рязанов познакомился с Ниной Григорьевной Скуйбиной, молодой вдовой с сыном. Николай Скуйбин вырос и стал режиссёром, как оба его отца – родной Владимир и отчим Эльдар. По его словам, его мама и Эльдар Алек­сандрович были счастливой парой. Любовь, которую Рязанов испытывал к своей второй жене, вдохновила его на создание лучших его фильмов. Например, «Иро­нии судьбы.». К сожалению, через 22 года счастливой жизни Нина Григорьевна умерла от рака. Рязанов очень тяжело переживал потерю жены. Утешение много времени спустя режиссёр нашел в дружеском, а затем и брачном союзе с журна­листкой Эммой Абайдуллиной. Рязанов был не только счастливым мужем и отцом, но и дедом. Его внук Дмитрий Трояновский работает на телеканале «Россия 24».

Очарование таланта

Сценарист, писатель, драматург, телеведущий и актёр – вот кем был для зрителей Эльдар Александро­вич. Не просто режиссёром.

Со сценаристом Эмилем Бра­гинским режиссёр Рязанов написал сце­нарии ко многим своим картинам. Он ав­тор книг «Зигзаг удачи», «Грустное лицо комедии», «Неподведённые итоги», «Эти несерьёзные, несерьёзные фильмы» и других. Но и это не все – многие зрите­ли помнят «Кинопанораму», ведущим ко­торой был Эльдар Александрович.

К каждому выпуску «Кинопано­рамы» он относился как к факту лич­ной биографии (как, впрочем, и к филь­мам, и к книгам). «У меня вообще каж­дая картина личная, потому что других я как бы делать не умею», – с улыбкой говорил он. Гости передачи, вначале немного напряжённые перед камерой, постепенно раскрепощались, очаро­ванные негромким голосом ведущего и его располагающей манерой общения. Всего телепроектов у Рязанова две­сти, в том числе «Восемь девок, один я», «Парижские тайны Эльдара Рязанова».

«Не хочется смотреть на питекантропов»

«Не выношу предательство, спесь, чёрствость души и всё остальное, столь же хрестоматийное», – сказал как-то Рязанов. Публика чувствова­ла его через картины и бесконечно любила за фантазию, беспристрастность и нежность, пронизывавшие все его фильмы.

Эльдар Александрович и в жизни был таким же: не переносил ложь, лицеме­рие, хамство, отсутствие внутренней культуры. «Я вообще уже не понимаю, в какой стране живу, – с горечью говорил он в интервью. – Раньше мы были помо­ложе и верили в какие-то ценности. На словах было много хорошего, а на самом деле всё было извращено. Сейчас нет колючей проволоки, и мы не сожалеем о ней. Раньше мечтали уехать за границу, а сейчас езжай, были бы только деньги. С этой точки зрения жизнь стала лучше, интереснее, богаче. Но она стала безду­ховной. Когда вдруг наступила свобода, выяснилось, что многие не понимают, что это такое. Отсюда ужасный разброд, шатание, распущенность нравов. Я в своё время снял фильм, где действие происходило на помойке. Это «Небеса обе­тованные». А сейчас все на помойке, и люди, которые действуют там, тоже помоечные. Понимаете, ими забыты такие понятия, как честь, совесть, благородство, искренность, нежность. Это какие-то питекантропы, на которых невозможно смо­треть. И не хочется».

Монолог

Стихи, музыка, живопись, кино, литера­тура способствуют тому, что в человеке со­храняется ещё что-то человеческое. Если бы людей не освещали пронзительные лучистые глаза, нежная, застенчивая улыбка велико­го Чарли, наш мир был бы хуже. Если бы не волшебная музыка Прокофьева, Шостако­вича, проникающая в глубины сердца, наш мир был бы ещё более глухим. Если бы не причудливые живописные фантазии Пикас­со, Шагала, радующие глаз, вызывающие чувство прекрасного, наш мир был бы ещё более мрачным. Если бы не стихи Блока, Есенина, вызывающие любовь и восхище­ние, согревающие душу, наш мир был бы ещё более бессердечным. Если бы не бегущие картинки, сочиненные Эйзенштейном, Куросавой, Феллини, картинки, проникающие с белых киноэкранов в зрительские сердца, мир был бы ещё более слепым. Если бы не обыкновенные, простые слова, сложенные в бессмертные книги, наш мир был бы ещё более глупым, если бы не. то, может, и жить не имело бы смысла. (Э. Рязанов)

Откровения Э. Рязанова

Я шёл по опустошённому осеннему лесу. Под ногами была затвердевшая от первого заморозка земля. Где-то сиротливо каркали невидимые вороны. Я вышел на опушку. Передо мной покатым косогором стелилось поле. Рыжая стерня, охваченная инеем, се­ребрилась. На горизонте темнела узкая по­лоска дальнего леса. Крыши деревеньки вы­совывались из-за косогора, на котором прочно стояли могучие двухэтажные стога. Серо-синие, низкие облака недвижно по­висли над озябшим полем. Казалось, я на­хожусь не в тридцати километрах от Моск­вы, а за тысячи верст, и живу не в двадцатом веке, а лет, эдак, двести назад. Свежий су­хой воздух покалывал щеки, бодрил, поход­ка была упругой, а душу наполняло беспри­чинное ощущение счастья. И вдруг сама со­бой в голове возникла первая строчка: «У при­роды нет плохой погоды, каждая погода благодать». Не успел я изумиться этому явле­нию, как следом родилась вторая.

Если учесть, что я уже около тридцати лет, со времен давней юности, не занимался стихосложением, – это было странно. Я поду­мал, что сейчас это наваждение пройдёт, но получилось иначе. Неудержимо поползли следующие строки: «Дождь ли, снег. Любое время года надо благодарно принимать». Я удивился. Честно говоря, мне показалось, что строфа недурна. И вдруг случилось необъяснимое: строчки полезли одна за дру­гой. Не прошло и двадцати минут, как сти­хотворение сочинилось само, не обращая на меня никакого внимания, как бы помимо моей воли. Я быстро повернул домой, бор­моча строчки, повторяя их, так как боялся, что стихотворение забудется. Войдя в дом, я немедленно перенёс всё на бумагу. Стихи «У природы нет плохой погоды» стали песней.После этого случая изредка меня посеща­ло эдакое странное состояние души, в ре­зультате которого возникали небольшие сти­хотворения.

Я поставил несколько фильмов – «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Дорогая Елена Сер­геевна». В этот период параллельно «с мно­гочисленными и разнообразными занятия­ми и обязанностями существовало что-то вроде внутреннего монолога или, если хо­тите, стихотворного дневника. В стихах фик­сировалось то, что не находило себе места, да и не могло найти, в сценариях и филь­мах; мучительное желание высказаться о личном, только моём, стремление поделить­ся чем-то заветным, жажда исповеди и по­будили меня к стихотворству. Исповедь, я думаю, то, к чему властно тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наи­более интимна. В искренности, правдивос­ти чувств, обнажении тайников души, уме­нии заглянуть в человеческие глубины, на­верное, суть поэзии.

(Э. Рязанов)

*

Ты укрой меня снегом, зима,

Ты укрой меня снегом, зима,

Так о многом хочу позабыть я,

И отринуть работу ума.

Умоляю тебя об укрытии.

Одолжи мне, зима, одолжи

Чистоты и отдохновения.

Бело-синих снегов безо лжи.

Я прошу тебя, я прошу тебя,

Я прошу тебя об одолжении.

Подари мне, зима, подари

День беззвучный, что светит неярко,

Полусон от зари до зари.

Мне не надо богаче подарка.

Поднеси мне, зима, поднеси

Отрешённости и смирения,

Чтобы снёс я, что трудно снести.

Я прошу тебя, я прошу тебя,

Я прошу у тебя подношения.

Ты подай мне, зима, ты подай

Тишину и печаль сострадания

К моим собственным прошлым годам.

Я прошу тебя, я прошу тебя,

Я прошу у тебя подаяния.

*

Ничего нет смешней и опасней.

Лучше с тонкой улыбкой сатирика

Сочинять ядовитые басни.

Не давать над собой насмехаться,

Тайники схоронить в неизвестность…

И о чувствах своих отмолчаться,

Понимая всю их неуместность.

Иль, вернее сказать, запоздалость,

Потому что всему свои даты.

Но идёт в наступленье усталость,

И всё ближе и горше утраты.

*

Я в мир вбежал легко и без тревоги.

Секундных стрелок ноги, семеня,

За мной гнались по жизненной дороге, –

Да где там! – не могли догнать меня.

Не уступал минутам длинноногим,

На равных с ними долго я бежал.

Но сбил ступни о камни и пороги

И фору, что имел, не удержал.

Э. Рязанов

Господи! Спасибо, что живём.

Слова: Э. Рязанов

Музыка: А. Петров

Господи, не охнуть, не вздохнуть…

Дни летят в метельной круговерти.

Жизнь – тропинка от рожденья к смерти,

Смутный, скрытный, одинокий путь…

Господи, не охнуть, не вздохнуть!

Снег. И мы беседуем вдвоём,

Как нам одолеть большую зиму, –

Одолеть её необходимо,

Чтобы вновь весной услышать гром!

Господи! Спасибо что живём!

Мы выходим вместе в снегопад,

И четыре оттиска за нами,

Отпечатанные башмаками,

Неотвязно следуя, следят…

Господи, как ты метели рад!

Где же мои первые следы?

Занесло печальную дорогу,

Заметёт остаток понемногу

Милостью отзывчивой судьбы…

Господи! Спасибо за подмогу!

Источник: ТВ магазин. Орел. № 49/450 14.12.2015. С. 5.;

«Лирический календарь – 2013» (23.01., 31.01., 01.02., 02.02., 02.10., 03.10., 30.12.)

*

* Все фильмы режиссёра Эльдара Рязанова

https://multiurok.ru/blog/vse-filmy-rezhissiora-eldara-riazanova.html

* Навсегда в наших сердцах

Ссылка: https://www.culture.ru/themes/330/navsegda-v-nashikh-serdcakh

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

День за днём… (11: 18 ноября)

https://multiurok.ru/blog/dien-za-dniom-11.html

Кинокалейдоскоп

https://multiurok.ru/blog/kinokalieidoskop.html

Категория: Всем учителям
26.11.2016 23:09


© 2016 823

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!