СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое направление внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важной задачей, стоящей перед современной школой, является непрерывность экологического образования школьников, воспитание экологической культуры подрастающего поколения, формирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её. Так как в школьной программе предметной области «Экология» нет, а на отдельные темы экологического содержания в курсе «Биологии» отводится недостаточно времени необходимо создание системной эколого-образовательной среды школы. Введение эколого-краеведческого компонента программ в различные школьные предметы, интегрированных и междисциплинарных курсов внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, а так же усиление экологической составляющей учебно-воспитательной работы, обеспечивает экологизацию образовательного процесса. Это предполагает формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через комплекс мероприятий, который включает в себя: проведение интегрированных уроков по разным предметам и внеклассных мероприятий с экологическим содержанием, социально-значимых проектов и исследовательских работ, элективных курсов по экологии, конференций, олимпиад, экологических месячников, тематических родительских собраний.

Использование новых технологий образовательного процесса обеспечивает формирование системы знаний, экологического мышления и мировоззрения, а решению проблемных экологических вопросов способствует переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов, вовлечение учащихся в практическую деятельность по экологии и природопользованию.

На уроке биологии и во внеурочной деятельности прививаются любовь к природе и бережное отношение к ее дарам, соответствующие ресурсосберегающие технологии и меры по охране природных богатств. Практическая включенность в экологическую работу выражается в посильной индивидуальной помощи миру природы и заботе о благополучии конкретных объектов природы.

В нашей школе наиболее популярной природоохранной деятельностью является подкормка птиц в трудный зимний период. Учащиеся осваивают специфику изготовления различных типов кормушек и правила их размещения. Особое внимание уделяется заготовке и использованию для подкормки птиц различных типов кормов. В работе по подкормке птиц учащиеся осваивают основные технологии познания мира природы на практике. Например, систематическое и правильное ведение дневника наблюдений за поведением птиц у кормушки предполагает планирование наблюдения за птицами, сбор фактического материала, грамотное и точное фиксирование этого материала и его статистическая обработка. И наконец, оформление дневника наблюдений, материалы в нем систематизируются и обобщаются в виде схем и таблиц, размещаются зарисовки и фотографии птиц, формулируются выводы о проделанной работе.

Изготовление и развешивание кормушек во дворе школы

Учащиеся ежегодно принимают активное участие в эколого-просветительской акции «Покормите птиц зимой!», подготавливая презентации, видеоролики, дневники наблюдения за птицами, а так же свои кормушки, чтобы поделиться достижениями с другими ребятами. Проведение в школе праздника «День птиц» так же позволяет обеспечить широкую пропаганду экологических знаний среди учащихся и их родителей. Для проведения мероприятия заранее разрабатывается сценарий и объявляется конкурс стенгазет и плакатов «Птицы Воронежской области», кроссвордов и викторин о птицах, изготавливаются и развешиваются скворечники и гнездовья.

Подкормка птиц

Этот праздник, как правило, подводит итог работе, которая проводится учащимися в течение года. Такого рода праздники и различные экологические мероприятия позволяют научиться ведению природоохранной пропаганды (листовки, плакаты, акции, выставки).

Проведение в школе праздника «День птиц» и экологической викторины

Одной из задач экологического образования является формирование у школьника личностного отношения к природе, экологического сознания, что может осуществляться в рамках деятельности различных учреждений: зоопарков, ботанических садов, музеев природы, заповедников. Учащиеся приезжают туда не только на экскурсии для просмотра представленных экспозиций, но и сами зачастую становятся участниками процесса, например, по благоустройству природной территории, подкормки животных и др. Мы являемся неоднократными участниками акций, проводимых Воронежским биосферным заповедником «Знакомьтесь, заповедник», «День школы в заповеднике». Поездке в заповедник предшествует огромная подготовительная работа учащихся и учителя: подготовка выставки рисунков и фоторабот самих учащихся, их презентаций о природе и животных заповедника, разработка сценария экологической сказки, репетиция и ее дальнейший пока, изготовление декораций. Дети, приезжая в заповедник, становятся непосредственными участниками различных природоохранных мероприятий. Участие в акции по благоустройству территории заповедника - очистка берега реки и прилегающих лесопосадок от мусора, - активная помощь заповеднику.

Акция по благоустройству территории заповедника - очистка берега реки и прилегающих лесопосадок от мусора

Очень важна и сама экскурсия как одна из форм экологического образования. На экскурсии формируется система представлений о родной природе и природных комплексах, раскрывается эстетический и познавательный аспекты окружающей природы, осваиваются технологии поведения в естественной природной среде, а экологические тропы, оборудованные в заповеднике, служат в образовательных целях и расширяют индивидуальное экологическое пространство учащихся.

Экскурсии на природу

В течение нескольких лет в школе проводится внеурочная работа по экологическому образованию и воспитанию учащихся по программе для 5-9 классов «Экология и здоровье человека». Структуру курса составляют: информационно-просветительская часть, направленная на формирование системы знаний о взаимодействии природы, общества и человека, а так же практическая и коммуникативная части. Практическая часть включает в себя выполнение проектных и исследовательских работ, а также самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, и коммуникативная часть – основа для развития навыков общения, выступления, ведения диалога, формирования умений взаимодействовать в группе, во время проведения конференций, научных чтений, игр.

Особое место в системе экологической работы отводится проектной и исследовательской работе учащихся. Основу деятельности учащихся составляет формирование и развитие экологического мышления, активизация познавательных интересов школьников, умение самостоятельно конструировать и выстраивать свое образовательное пространство, ориентироваться в информационном потоке, проводить исследования, работать в группе. Изучая экологические проблемы природных и антропогенных экосистем, представляем проекты, связанные с исследованием природных комплексов особо охраняемых территорий, экосистем города и отдельных их компонентов – воды, почвы, воздуха, диких и домашних животных, растений, источников энергии, а также основных источников загрязнения. Проводим комплексные исследования, отражающие аспекты жизни и здоровья населения и экологических проблем городской экосистемы. Перед представлением проекта или исследовательской работы на конкурс, конференцию мы проводим его публичную защиту в виде выступлений в научном обществе учащихся школы НОУ «Поиск».

Категория: Биология
25.02.2018 18:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!