СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В программах нового поколения цель обучения иностранным языкам трактуется как развитие иноязычной коммуникативной компетенции и развитие личности школьника посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Для достижения данной цели использование метода проектов как одной из личностно-ориентированных технологий крайне необходимо не только на уроках английского языка, но и во внеурочной деятельности и в методической работе педагога. Что касается уроков, то учителя английского языка, наверное, одни из первых стали использовать данный метод в своей работе, просто потому, что он был заложен авторами учебников в УМК. Поэтому сегодня хотелось бы поделиться использованием метода проектов в учебно-методической и внеклассной работе.
Тема проекта «Развитие языковой и речевой компетенций учащихся 8-9 классов через решение тестовых заданий по английскому языку как выработка стратегии подготовки к ГИА». Актуальность данного проекта заключается в следующем: так как итоговая проверка достигнутого уровня владения английским языком осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и Примерных программ по предмету в формате тестовых заданий по всем видам речевой деятельности, то подготовка учащихся к сдаче такого экзамена, и, соответственно, развитие речевой и языковой компетенций учащихся, должна осуществляться постоянно, на всем протяжении обучения английскому языку.
Лозунгом данного проекта является следующая цитата «Practice makes perfect». Эквивалент, который я сочла подходящим для этого английского изречения – это фраза Б. Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Если говорить о типе проекта, то по доминирующему методу он является учебно-методическим, по характеру контактов- взаимодействие учитель-ученик( 8-9 классов МОУ «Лицей №230»), по количеству участников- групповой, по времени проведения- долгорсочный (2011/12, 2012/13 учебные годы). Данный проект преследует цель: развитие языковой (овладение языковыми средствами (фонология, лексика, грамматика) в соответствии с темами и ситуациями общения) и речевой (развитие коммуникативных умений в четырех видах РД) компетенций учащихся.
Задачами проекта являются,
во-первых, разработать тестовые задания в формате ГИА для учащихся 8 классов по УМК «New Millennium English», авторы О.Б. Дворецкая и 9 классов по УМК «English-9», авторы В.П. Кузовлев и др.,
во-вторых, подготовить учащихся к решению тестовых заданий в режиме ГИА,
в-третьих, подготовить учащихся на этапе 8 класса к промежуточной аттестации, а на этапе 9 класса к сдаче экзамена за курс основной школы.
Также сопутствующей задачей является подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах.
Мне хотелось бы остановиться на результатах данного проекта. Частично цель данного этапа проекта достигнута и решены некоторые задачи, а именно разработаны тестовые задания в формате ГИА для учащихся 8 классов по всем разделам УМК и для учащихся 9 классов по 3 разделам. Результаты проекта отслеживались с помощью контрольных, самостоятельных и зачетных работ (промежуточная аттестация в 8 классах) в формате ГИА. Работы, выполненные учащимися, показывают устойчивую тенденцию к повышению знаний и умений учащихся при работе над аудированием, чтением и иноязычным письмом, а на этапе 9 класса и над говорением. Также, учащиеся приняли активное участие в городской олимпиаде по английскому языку, где второй год подряд показывают очень хорошие результаты, в игровом конкурсе «Британский Бульдог», в «Молодежном чемпионате по английскому языку», в Интернет- викторине «Путешествие по странам». Но, конечно, итоговый результат будет получен по завершении 2012/13 учебного года. Для учителя продуктом проектной деятельности будет являться учебное пособие с тестовыми заданиями по английскому языку для учащихся 8 и 9 классов. Для учащихся – успешная сдача экзамена за курс основной школы в формате ГИА.
Как говорилось ранее, целью обучения является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, но не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия (по словам Гальсковой Натальи Дмитриевны, доктора пед. наук, профессора Московского государственного областного университета). Язык – это элемент культуры, поэтому мы должны познакомить детей с особенностями этой культуры и с особенностями функционирования языка в этой культуре. В связи с этим, у учителей английского языка лицея возникла идея подготовки проекта «Рождество». Цитатой, которая характеризует суть данного проекта, было выбрано изречение Ф. Феллини «Другой язык – это другое видение жизни» (A different language is a different vision of life).
Тип проекта по доминирующему методу – творческий, по характеру контактов – межшкольный (мы пригласили к участию все школы города, и некоторые учебные заведения откликнулись), по количеству участников – групповой и разновозрастной (в проекте приняли участие учащиеся 3-11 классов), по времени проведения – средней продолжительности (4 месяца), по характеру координации- с открытой, явной координацией.
Целью данного проекта стало развитие социокультурной компетенции учащихся
Задачи, которые решались в рамках проекта следующие:
Особых условий участия в проекте не было, т.е. в данном проекте могли принять участие все желающие учащиеся 5-11 классов. Далее уже все зависело от учителя: насколько учитель обладает профессиональной компетенцией, настолько и активны его учащиеся. В проекте «Рождество» мы выделили несколько этапов.
На 1 этапе – подготовительном в сентябре 2012 была разработана программа проекта, произошло погружение в проект. С этой целью были изучены следующие документы: требования Федерального Государственного Стандарта, Примерные программы по английскому языку, рабочие программы УМК «New Millennium English» и УМК «English»; изучили свой собственный опыт и опыт других образовательных учреждений по проведению подобных мероприятий. Результат, который мы ожидали получить на данном этапе, это- выстраивание целостной системы по формированию социокультурной компетенции учащихся.
2 этап – реализация проекта. На данном этапе были подобраны и составлены задания для разных возрастных групп с учетом выше названных требований, с учетом требований УМК, по которым ведется обучение в лицее, и были проведены все заявленные мероприятия. Данный этап протяженностью с октября 2012 по декабрь 2012. В результате проведения данного этапа происходило накопление опыта проведения данных мероприятий, развитие интереса учащихся к теме, знакомство с реалиями иноязычной культуры, выявление сходства и различий в традициях своей страны и страны изучаемого языка, происходило ознакомление с речевым поведением в англоязычных странах и сравнение с нормами родной культуры.
3 этап – аналитический. На этом этапе происходит рефлексия, распространение наработанного опыта.
Ожидаемый результат: положительное отношение к проведению данного рода мероприятий, развитие интереса учащихся к иноязычной культуре.
Теперь подробнее о проведении данного проекта. Каждая параллель учащихся выполняет свой проект по той теме, которая логично входит в общий контекст межшкольного проекта «Рождество». Так, учащиеся 5 классов работают над проектом «Рождественская открытка». На начальном этапе работы над проектом происходит введение и обсуждение темы. Преподаватель сначала сам рассказывает о рождественских открытках в Британии. Затем учащиеся ищут материал об особенностях оформления открыток, об их размерах, о сходствах и различиях в оформлении открыток в Британии и в России, некоторые дети сопровождают свое исследование красочной презентацией. И на заключительном этапе дети создают свой продукт - свою открытку, в оформлении которой учитываются все необходимые требования. На стадии оценивания и выбора лучших работ не только учитель и не столько учитель принимает участие, сколько сами участники проекта. И так каждая параллель выполняет проект на определенную тему, но в рамках общей темы «Рождество». Вот какой план проектов предлагался в этом учебном году:
5 класс – Проект «Рождественская открытка»
6 класс – Проект « Письмо Санта Клаусу»
7 класс – Проект-коллаж «Празднование Рождества в США»
8 класс – Проект « Биография Санта Клауса»
9 класс - Проект «История Рождества в пересказе»
10 класс – Проект- эссе «Рождество в Россиии. Праздновать или нет?»
11 класс – Проект – перевод « Письмо от Санта Клауса»
Конечно, все темы проектов выбраны не случайно. Учителя преследовали свои цели в соответствии с программными требованиями, с требованиями УМК, происходил скрытый контроль развития речевой и языковой компетенций учащихся. Но, главное, на что был направлен данный метод – это активная мыслительная деятельность учащихся, направленная на решение задачи проекта, развитие познавательных способностей учащихся, развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное, обучение школьников рефлексии.
Последним аккордом в данном проекте стал заключительный концерт и награждение победителей и призеров в различных номинациях.
На этапе рефлексии учителя высказали мнение о продолжении данной работы.
© 2015, Миряева Лариса Андреевна 810