СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка
Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский
Я обратилась к словам Сухомлинского, потому что придерживаюсь точки зрения Джон Дьюи, который говорил: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, то мы крадем у наших детей завтра».
Выстраивая собственную стратегию педагогической деятельности, учитель, в первую очередь, опирается на тенденции развития современного общества. А за последнее время значительно изменился статус иностранного языка в нашей стране. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. Значительное изменение социального заказа зафиксировано и в новом законе «Об образовании в РФ», и в новых стандартах. Это и подтолкнуло меня к внедрению в практику моей работы современных педагогических технологий. Акцент был сделан на использовании интерактивных методов обучения и изучения их эффективности. За основу я взяла хорошо известную идею о развитии личности, принадлежащая выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому. А способ достижения цели выбрала через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию по Г.К.Селевко. В своей работе я использую идеи деятельностно и личностно ориентированного обучения, которые нашли отражение в трудах ученых Е.С.Полат, Е.И.Пассова.
Главную цель моей педагогической деятельности вижу в том , чтобы выявить наиболее эффективные методы интерактивного взаимодействия учащихся на уроках английского языка, которые способствовали бы повышению мотивации к обучению и, как следствие, результативности обучения.
Исходя из цели, я обозначила для себя следующие задачи. Вы их видите на слайде:
Что же такое интерактивные методы обучения? Это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя;
Интерактивные методы позволяют мне как учителю
1.моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;
2.способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей,
3.создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия,
4. создают положительную мотивацию для дальнейшего саморазвития и самоорганизации.
Преимущества интерактивных методов я увидела в том, что они помогают решать задачи, зафиксированные в основной образовательной программе нашей школы:
Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов, которые я использую на своих уроках, представлены на слайде:
- работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;
- метод карусели / «идейная» карусель;
- аквариум;
- мозговой штурм /мозговая атака / «брейнсторминг»;
- «ажурная пила»;
- Броуновское движение;
- «дерево решений»;
- прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;
- конференции / дискуссии;
- ролевые / деловые игры;
- дебаты.
Но все эти стратегии только тогда помогут достичь цели, когда они будут основаны на принципах взаимодействия, активности и свободе обучаемых в решении образовательных задач, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Так как интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Такое сотрудничество обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность.
Интерактивные методы обучения я применяю на разных этапах урока: и на этапе мотивации, и на этапе целеполагания, знакомства с новой информацией, на этапе подведения итогов.
Этап урока |
Методическая цель |
Примерные методики |
1.Мотивация |
Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы |
Мозговой штурм, блицопрос, микрофон |
2.Оглашение темы и задач |
Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает |
Через эпиграф, слово, название |
3.Получение необходимой информации |
Инструктаж учащихся для выполнения задания |
Мини – лекция, презентация домашнего задания |
4.Интерактивное задание |
Практическое усвоение материала |
Дебаты, семинар, работа в группах, «Карусель», «Микрофон», «Шляпы мышления», «Защита проекта», «Аквариум», «Ярмарка», «Пресс». |
5.Подведение итогов |
Обсуждение с целью закрепления материала |
«Большой круг, «Неожиданное предложение», «Шкала мнений», дискуссии, комментирование. |
Интерактивное обучение «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томаса Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, ибо по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.
© 2015, Захарова Александра Николаевна 2199