СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Думы мои о жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оптимизм нужен всегда. Не бояться нового, дерзать и узнавать новое!

Когда я пришла в школу в качестве учителя, передо мной стоял вопрос, как начать учить детей (государственному) и родному (башкирскому) языку в школе с русским языком обучения. Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:

- формирование у русскоязычных обучающихся чувство уважения к традициям, языку, истории башкирского народа, обладающих высокой нравственностью, эстетической культурой.

- учащихся-башкир воспитывать любящими свой родной язык, культуру, народ, умеющих говорить на родном языке.

Моя педагогическая концепция «Уроки башкирского языка и литературы в школе с русским языком обучения – источник духовно-нравственного воспитания» направлена на решение этих задач.

Сегодня хотелось рассказать об обучении башкирскому (государственному) языку.

Изучение башкирского языка как государственного было введено во все общеобразовательные учреждения независимо от языка обучения, при этом башкирский язык как средство вхождения в башкирскую культуру и историю, литературу, искусство, традиции коренного населения Башкортостана. Поэтому очень важно воспитывать у учащихся любовь к родной стране, земле, её природе, интерес к жизни, к прошлому народа, приобщить их к богатому устному народному творчеству, к национальным традициям и культуре.

Определяя специфику и особенности методики обучения башкирскому языку как языку, которым дети первоначально не владеют совсем или очень слабо, нужно искать аналогии в области преподавания иностранных языков и в области технологий ускоренного обучения неродным языкам. Следует учитывать принципиальные отличия русского и башкирского языков, тренировать прежде всего у учащихся слух, учить различать произношение башкирских и русских звуков.

Основной задачей обучения учащихся башкирскому языку как государственному языку является формирование и развитие умений и навыков овладения башкирской речью в устной и письменной форме. Первостепенная задача учителя – научить детей воспринимать башкирскую речь на слух, при этом различать специфические звуки башкирского алфавита, как ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ? и правильно их выговаривать.

? ?с?й –мать, thank – благодарность ? ?й- дом, bird - птица

? ?л?н – трава, throw – бросать, кидать ? мо? – мелодия, thing – вещь ? ?ур – большой, there – там, туда ? ке?? - карман, think – думать ? ?ауа – воздух, heart – сердце ? ?а?ы? – бумага, ? ?амыр – тесто.

Вторая задача – научить составлять небольшие диалоги о себе, о маме, о семье, друзьях, о любимых занятиях, составлять небольшие описания картин, связанных именно с природой Башкортостана, с его достопримечательностями.

В этом плане очень удачно составлены учебники творческого коллектива Усмановой М. Г., Габитовой З.М., Абдулхаевой Г.Н.

В работе мне помогает и моя творческая лаборатория – кабинет 203.

Учебники красочно оформлены, в них обилие иллюстраций, они подобраны почти каждому тексту, что даёт возможность представить учащимся то, о чём говорится в тексте. Весь материал составлен по определённым темам, например, «По земле Башкортостана», «Осень», «Зима», «Весна», «Правила дорожного движения» (6 класс); «Лекарственные растения», «Спорт в Башкортостане», «Я и моя семья»

( 7 класс); «Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа», «Уфа – столица Башкортостана» и др. (8 класс).

Материал по лексике, грамматике, синтаксису доступны каждому возрасту учащихся. Авторы посредством небольших текстов дают возможность учащимся познакомиться творчеством поэтов, писателей Башкортостана, выдающихся личностей республики.

При обучении учащихся башкирскому языку опираюсь и на принципы преподавания иностранного языка. Чётко выделяю этапы освоения нового материала (аудирование, говорение, чтение, письмо). Это даёт возможность учащимся легко запомнить слова, выражения на башкирском языке. Результатом такой работы является овладение навыками разговорной речи. Например, в 8 классе на тему «Уфа – столица Башкортостана» дано 8 уроков. На первом уроке мы прослушиваем песню С. Садыковой «?ф? ни ?с?н матур», Х. Ахметова «Г?з?л ?ф?м баш ?алам», рассматриваем иллюстрации о достопримечательностях города, после чего учащиеся делятся со своими сведениями о них, здесь я даю возможность высказаться им на родном языке (на татарском или русском), а потом я постепенно начинаю давать эти понятия на башкирском языке: «Послушайте, как это звучит на башкирском языке», тут же их пишу на доске, и у нас получается тематический словарный диктант. На втором этапе мы составляем словосочетания, предложения, - эта работа выполняется устно. Из готовых фраз составляется небольшой устный текст.

Постепенно с урока на урок включаю новые слова, формы слов, синтаксические конструкции, типы предложений, параллельно с уже усвоенными, даю образцы связной речи. Учащиеся используют их в своей речи.

В нашей школе есть классы, где в основном учащиеся не понимают башкирского языка, но есть и классы, где учащиеся хорошо воспринимают башкирскую речь (8б, 9а, 8а), но не могут выразить свои мысли на башкирском языке. Поэтому я с учащимися 1 категории веду урок, используя русскую речь, переводя слова на русский язык. В классах второй категории я веду уроки, опираясь на русский и в то же время на тот язык, который хорошо знают учащиеся, это – татарский. Мы сравниваем буквально всё, начиная с фонетики и заканчивая синтаксисом. Например, при изучении темы «Глагол» в 7 классе мы называем его на башкирском языке «?ылым», на татарском - «фигель» и сравниваем их формы, лексические значения, морфологические признаки, употребление в речи на трёх языках. Это даёт возможность учащимся опять-таки легко усвоить грамматический материал на башкирском языке, так как в последующих этапах изучения мы стараемся использовать формы глагола только на башкирском языке. Результатом такой работы является составление связанного текста как на грамматическую, так и на лексическую тему.

При обучении учащихся башкирскому языку я стараюсь использовать игровые ситуации, занимательные упражнения, заучивания наизусть, хоровое чтение, использование картин, аудиовизуальных средств. Необходимо также переходить к обучению элементам письма, обучению связной письменной речи, но при этом нужно сохранить принцип приоритета устной речи перед письменной. При отборе содержания материала предусматриваю коммуникативные ситуации (учитывая возрастные особенности): поздравления, приветствия, приглашения, знакомства, сочувствия, радости, извинения, как разговаривать по телефону, как выразить просьбу и т.д. В этом плане помогают мне методические рекомендации Х.А. Толомбаева, З.М. Габитовой (Уфа, 2006).

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для учащихся нетрадиционный урок-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве/а значит новые обязанности и ответственность/.

Возможности

Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т. е. Способствует выработке определенного позитивного отношения к природе.

В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.

Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

В качестве примера нетрадиционных уроков можно привести следующие:

Типы уроков

Формы уроков

Уроки формирования новых знаний

Уроки обучения умениям и навыкам

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Уроки проверки и учета знаний и умений

уроки экспедиции (путешествия)

уроки-исследования

уроки-инсценировки

учебные конференции ("пресс-конференции")

интегрированные уроки.

практикумы

творческие практические работы

уроки-диалоги и семинары

уроки с ролевой, деловой игрой.

семинары

повторительно-обобщающие диспуты

игровые КВН

"Что? Где? Когда?"

"Поле чудес", "Счастливый случай" интегрированные театрализованные

уроки-консультации.

уроки-конкурсы

уроки-соревнования.

Зачетные викторины,

конкурсы,

смотр знаний,

защита творческих работ, проектов,

творческие

отчёты.

игровые:

деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий;

дидактическая игра;

логическая игра

ролевые игры на уроке (инсценирование);

игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди ошибку, задай правильно вопрос, что "в коробочке лежит" и т.д.);

использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); игровой момент урока: ребусы, кроссворды, шарады, и т.д

различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели и другие.

1 строка- главное слово-тема синквейна

2 строка - 2 прилагательных, раскрывающих тему

3 строка -3 глагола, описывающих действия

4 строка - Предложение из четырех слов, которое помогает выразить личное отношение к теме

5 строка -1 слово-резюме(личное отношение)

Сказка

Чудесная, народная

Увлекает, завораживает, учит

Мудрая сказка многому научит

Премудрость

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации. СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения. СИНКВЕЙН: обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Например, тема «Знай цену дружбе» 6 класс

Дружба

Крепкая, мужская

Помогать, играть, дружить

Друг познается в беде

Общение

Моим основным принципом обучения башкирскому языку как государственному языку РБ является уважение к достоинству и свободе каждого ученика, независимо от национальной принадлежности и языка общения, и при этом воспитывать у учащихся уважение к башкирскому языку как языку коренного народа республики, носителя и творца замечательных духовных ценностей.

25.04.2015 11:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!