СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция духовно-нравственного развития, как одна из ключевых составляющих современной государственной политики, изложена в «Законе об образовании РФ»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [3, с.15].

Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания. Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

«Духовность – это свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это и мышление, и сознание, и воля человеческая, это то, что даже трудно определить словами» [13, с.11]

В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение духовности: «Духовность – состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий. все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [5, с.926]

«В словаре русского языка» С. И. Ожегова «духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»[12, с.179].

Словарь по этике дает следующее определение духовности: «Духовность – специфически человеческое качество. характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Духовность – позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам – нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений. Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, оторвавшейся от физиологически детерминированных переживаний» [1, с.131].

Духовность с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Одним из представителей теологического подхода к определению «духовности» является В. В. Медушевский, считающий душу жизненным началом, а дух началом благодатной жизни, «искрой богоподобия в человеке, дыханием вечности в нем». «Духовность – не знания, – пишет он, – не навыки решения задач, а способность мировоззренчески полетного бытия. Это движительная сила, устремляющая ввысь. Сила многомерная и цельная» [9, с.51].

Таким образом, духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Духовная позиция – это оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую человек должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков. В нравственной позиции заключается внутренняя мотивировка поведения человека, самоконтроль, совестливость, чувство личного достоинства [4, с.25].

Духовно-нравственное воспитание — целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины [7, с.25].

«Нравственность» – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное – то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое, тогда как безнравственное – нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека. Духовность и нравственность существуют в нераздельном единстве [8, с.36].

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного создания условий для становления духовно-нравственной сферы личности ребенка. Оно направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни [15, с.82].

Детям нравственность не свойственна: понятие «добро» для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции «нравится» – «не нравится», и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми [10, с.102].

Человек этичный относится к нравственности, как к путеводной звезде: все наши земные повороты имеют смысл лишь постольку, поскольку мы идем верным путем. Нравственный смысл любого слова и поступка – первое, о чем думает такой человек, чем он руководствуется вне зависимости от того, смотрит кто-либо на него или нет. Нередко люди относятся к нравственности, как к забору: пусть будет, пока не мешает. Сами вспоминаем о нравственности, когда кто-то нарушает наши границы, и вполне готовы перелезть через забор, когда очень нужно или хочется, а никто не видит.

Не каждый взрослый человек – человек нравственный, в зависимости от своей осознанности и развитости позиций восприятия человек смотрит на свое поведение с разной нравственной глубиной. При малой осознанности человек может делать дурные дела и не считать себя безнравственным просто потому, что не видит или не задумывается о том, что он делает. И поэтому крайне важно для педагогов и родителей помочь подростку обрести устойчивую и глубоко осознанную нравственную позицию [14, с.54].

Духовное развитие – это единение трех базовых человеческих составляющих: духа, души и тела в разных пропорциях и соотношениях, ищущих природное равновесие; это последовательное развертывание человеческой природы, характерное для конкретной жизни, индивидуальных условий, задач и целей души и личности. У духовного человека определенный тип поведения, определенный образ мыслей: он руководствуется иными мотивами, чем недуховные люди. Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности человека к совершенству; соответственно одухотворение заключается в освоении высших ценностей, в приближении к идеалу [11, с.25].

В настоящее время отношение к духовным воспитательным ценностям противоречивое. В обществе как будто бы появилась возможность акцентировать внимание на самых возвышенных для человека индивидуально-личностных, христианских, духовно-воспитательных ценностях, таких как внутренняя, нравственная свобода выбора, свободомыслие, критичность мышления, твердая воля к жизни и в осуществлении поставленных целей, совесть, вера в судьбу, Бога или Провидение, любовь и надежда. По существу, только эти свойства и качества души делают индивида подлинной, полной личностью. Но в душах молодых людей сегодня остаются жить, главным образом, те духовно-воспитательные ориентиры, которые востребуются нынешними, жесткими и жестокими условиями рынка. Молодые люди из внутренних духовных воспитательных ценностей принимают сегодня лишь те, которые реально помогают им сохранить самостоятельность, способствуют самоутверждению [2, с.20].

«Что есть культура? То, как усваивается истина человеком. А истина есть истина, и не судима культурой. Высшим судится низшее, небесным – земное, – и никак наоборот. Всё зависит от расстановки акцентов» (В. В. Медушевский) [9, с.18].

Проблема восстановления ценностей традиционной культуры в духовно-нравственном оздоровлении общества является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только масштабными действиями. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества [16, с.35].

Понятия «духовная культура» и «духовность» отражают проявления красоты и гармонии. Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, окружающим миром. Духовная музыка представляет собой уникальный тип музыкальной культуры. Ее воздействие на слушателя необычайно велико и может быть педагогически использовано в развитии личностных качеств учащихся [6, с.92].

Итак, духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в семье, но и в школе. Формирование духовно-нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, как педагогического коллектива, так и родителей. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни

Категория: Прочее
04.09.2017 10:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!