СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики и изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики и изобразительного искусства

«Моральные качества личности имеют большее значение, чем интеллектуальные достижения». А. Эйнштейн

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики и эстетики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (6, с.431).

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство», в том, что предметы, изобразительное искусство и кружок рисования, направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика. И вся деятельность учителя изобразительного искусства подчинена, прежде всего воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности. На уроках изобразительного искусства дети учатся рисовать, лепить, писать красками, конструировать. Но не только. Еще есть умение видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие. Умение вглядываться в жизнь - самое главное умение!

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности, что и происходит на каждом уроке и физики и изобразительного искусства.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми мира. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Физику принято относить к точным наукам. Возникает вопрос: «Можно ли совместить точную науку с искусством?». Бытует мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Считаю это мнение ошибочным, потому как являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчёркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко). Как и в искусстве, в науке существует понятие красоты. «Красота — сияние истины», - говорит Платон. Физика ищет внутреннюю красоту миро­здания. Стройная и многообразная гармония природы гораздо до­ступнее эстетически развитому человеку. Поражающие правильностью очертания кристаллов вызывали у древних людей суеверные чувства. «Такое могли сотворить только боги», утверждали они. Люди долго не понимали, что кристаллы растут без всякого магического вмешательства из растворов, расплавов, паров и в твердых каменных породах. Симметрия формы кристалла и его физические свойства обусловлены симметрией его внутренней структуры. Но симметрия царит не только в мире кристаллов. Симметрична форма бабочки, жука, цветка. Большое значение имеет симметрия в искусстве (живописи, музыке, литературе, архитектуре), в науке и технике. Говоря об этом на уроках физики и изобразительного искусства, отмечаем, что своим развитием учение о симметрии обязано в первую очередь естествоиспытателям И. Кеплеру, О. Браге, Е.С. Федорову, П. Кюри и др.. Сбываются слова Г. Флобера, который предсказывал: "Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а Наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине" (5, с.5).

На уроках я стараюсь раскрыть ценностные аспекты физики как науки, проявляющиеся при взаимодействии с другими областями человеческой деятельности, анализирую ценности самой жизни и проблемы самореализации личности человека на примерах творчества выдающихся учёных - физиков и физиков - инженеров. Изучая на уроках опыты Шарля Огюстена Кулона, Майкла Фарадея, Генриха Герца, Петра Лебедева, Николы Тесла и др. обращаю внимание учащихся как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы.

На своих уроках я использую занимательные рассказы - это сведения из жизни ученых и знаменитых художниках, рассказы о том, в каких условиях проходило развитие физики, как непросто первооткрывателям доказывать свою правоту, преодолевать установившиеся взгляды. Приводя исторические сведения об истории открытий, а так же биографические данные ученых, относящиеся к периоду их работы над изучением тех или иных явлений и процессов, я тем самым формирую нравственные качества личности. Ярким примером является жизнь М.В. Ломоносова – великого нашего соотечественника. Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.

Учитель открывает ученику возможность познать себя, духовно обогатить, учит воспринимать увиденное и услышанное на уроке в форме открытия. Примером организации художественно-творческой деятельности учащихся 5 классов на уроках изобразительного искусства, связанной с православной тематикой, традициями русского народа может быть занятие, посвященное знакомству с православным праздником Руси – Рождеством Христовым, со светлым праздником Пасхи (тема урока «Народные праздничные обряды»), в 7 классе - «Библейская тема в изобразительном искусстве». Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта - всего без чего мы – не полны, не цельные.

Интересны уроки коллективной изобразительной деятельности.

Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма предполагает, что каждый из участников индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становиться частью, элементом коллективной композиции. Например, урок в 5 классе «Интерьер крестьянской избы». Можно организовать работу по принципу конвейера, результатом чего будет общая работа, выполненная каждым учеником. Такая коллективная работа на уроке физики возможна при решении исследовательской задачи в группах.

Ребятам очень нравится работать коллективно. В данном виде творчества развивается много общечеловеческих ценностей. А это и есть духовно – нравственное развитие учащихся. У кого-то открываются лидерские способности и ребята сами того не замечая тянутся за этим лидером. Вы сами знаете, как сложно бывает назначить кого - то главным, что бы все остались довольны. Здесь данной проблемы нет. Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения в данном случае на уроках физики и искусства. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально – интеллектуальный опыт участника общения. Богаче становится духовный мир ученика. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.

Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной и творческой деятельности. Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования. Участие ребят в школьных конкурсах-выставках, районных и областных конкурсах рисунков таких, как посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», «По страницам художественных произведений», «Электробезопасность глазами детей», «Дети борцы безопасности», а также конкурсы рисунков, фотографий, посвящённых Дню победы, и на православные темы: «Светлый праздник Пасхи», «Красота божьего мира», выступления на научно-практических конференциях помогают им поверить в себя и открыть свои способности.

Методики преподавания предмета «Изобразительное искусство » и «Физика» могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. «Сверхзадачей» может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует от учителя живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания. Такой учитель найдет путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ребенку. В глубине души каждый человек стремиться к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и счастью.

Человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нем. Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек.

Искусство и естествознание формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, труде.

Сегодня российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Я стремлюсь воспитать из своих учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи. Хочется, чтобы душа каждого ребенка вобрала в себя лучшие качества человека – созидателя и творца, носителя нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.

Категория: Физика
18.08.2015 05:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!