СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья «Духовно-нравственное воспитание в системе образования”.

Лазарева С.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

п. Ханымей Пуровского района.

Важная роль в организации духовно-нравственного воспитания граждан отводится образованию. Духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян представляет собой значимый компонент социального заказа для образования.

Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны ориентироваться на систему духовно - нравственных ценностей включающих в себя:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Возникла необходимость создания целевой программы, касающейся именно духовно-нравственного развития и воспитания.

Программа нравственного воспитания - это программа творения добра в человеческом сердце. «В программе чётко определено, что наш питомец будет любить и что ненавидеть, что утверждать всей своей жизнью, деятельностью, борьбой и что отвергать, презирать, против чего бороться. Для достижения воспитательных целей одинаково важно и то, что мы говорим ученику, и то, что он делает, в какой среде проходит его деятельность, какие идейные влияния он испытывает», - писал великий педагог В.А.Сухомлинский.

В настоящее время формирование духовно-нравственных ценностей школьников приобретает особую актуальность в связи с усиливающейся технократизацией общества. Необходимо разностороннее использование возможностей учебно-воспитательного процесса для осуществления духовно-нравственного воспитания школьников.

Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений. Однако, ведущая, содержательно определяющая роль в создании духовно-нравственного уклада школьной жизни, принадлежит субъектам образовательного процесса.

Организация социально открытого пространства для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, создание нравственного уклада жизни обучающихся осуществляются на основе нравственного примера педагога. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и в жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам и коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Среди социальных партнёров, участвующих в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, важное место занимают родители, семья. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Именно в семье ребёнок получает свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делает первые наблюдения и учится поведению в различных ситуациях.

Современные родители, не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в деятельности педагогов, заинтересованных в правильном воспитании детей, занимает просветительская работа с родителями. Это родительские собрания, лектории, консультации, «круглые столы», работа созданных на базе учреждений клубов для мам и для пап, совместные праздники, экскурсии, походы, творческие и спортивные конкурсы, семейные чтения и др.

Очень важно для воспитания духовно богатой личности ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

Деятельность наших образовательных учреждений, направлена на создание для наших детей благоприятной высоконравственной среды, наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием, особой благоприятной для развития и образования детей комфортной атмосферой. Базовые национальные ценности лежат в основе всего уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающихся.

Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности традиционно осуществляется преподавателями гуманитарных дисциплин, таких как: литература, история и обществознание, МХК, музыка, изобразительное искусство, краеведение, экология. В рамках образовательных программ учащиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, с яркими страницами истории Отечества, стремятся постичь истину, следуя за поисками счастья и смысла жизни героев литературных произведений, на примере судеб многих великих русских полководцев, учёных, мыслителей, священнослужителей. Учащиеся знакомятся с примером беззаветного и бескорыстного служения Родине, своему народу, Знакомясь с творениями писателей, художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов учащиеся приобщаются к миру прекрасного, что позитивно отражается на их духовном развитии.

Значимым для народа духовно развитым институтом является церковь. В настоящее время на государственном уровне стал решаться вопрос о взаимосотрудничестве образования и церкви в вопросах воспитания. Отношения государства и религиозных организаций в вопросах образования и воспитания исключительно важны. Они затрагивают наиболее значимые вопросы формирования мировоззрения, системы ценностей любого человека, правил поведения в обществе, включая этическое наполнение этих правил, и серьёзным образом влияют на становление личности человека и гражданина Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание неотделимо от патриотического, а патриотизм всегда деятелен. Для того, чтобы сформировать у ребёнка стержневые личностные качества, к которым относятся нравственность и патриотизм, школа так ведёт работу по организации деятельности, чтобы перед обучающимся создавались ситуации личностного выбора, вырабатывалась потребность в поиске нравственного поведения, проявлялись лучшие качества человека и гражданина.

Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. Когда-то учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв отметил: «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».

Музеи обладают огромным образовательно - воспитательным потенциалом, сохраняя и экспонируя подлинные исторические документы, как свидетельства об исторических датах, событиях, людях. С использованием возможностей музеев реализуется основная цель гуманитарного образования – становление человека как духовно-нравственной личности. Наряду с внеклассными воспитательными мероприятиями большое место в духовном и нравственном развитии детей занимает хорошо организованная внешкольная и общественно полезная деятельность.

Подвижник православной русской школы А.А. Радонежский полагал главную цель в развитии личности «в её стремлении к величайшему». Он видел цель образования в «направлении сердец к добродетели, где удобно извлекать нравственные уроки, чтобы образование питало не любопытство, а сердце».

Категория: Прочее
16.08.2019 12:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!