СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир изменчив. Политические, экономические, социальные реформы, - все это малая доля того, что происходит в стране. К сожалению, преобразования в обществе повлекли за собой сложные духовные проблемы, связанные с обесцениванием жизненных идеалов, снижением уровня нравственного воспитания молодежи.

Посредниками передачи новым поколениям нравственных ценностей, научных знаний, опыта трудовой, духовной жизни выступает школа и семья. Замечательно, что главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка являются:

-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;

-воспитание гражданина и патриота;

-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.

На уроках русского языка, работая над фонетическим, синтаксическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста, ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, художественными произведениями классиков русской литературы.

На уроках по развитию речи обращаюсь к культурному наследию нашей страны. Например, на уроке, посвященном описанию архитектурного памятника, стараюсь воспитывать уважительное, бережное отношение к прошлому, к памятникам древнерусского зодчества.

Для усвоения лексической темы «Синонимы» предлагаю обучающимся поработать с такими нравственными понятиями как: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, совесть. При изучении темы «Антонимы» мною ведется работа по противопоставлению таких качеств: добро-зло, любовь-ненависть, сердечность-жестокость и других. После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу-написать сочинение - миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести.

Велика и роль литературы. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нас характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову.

Любовь к литературе возникает у ребят еще в детстве. Родители читают детям сказки, в которых всегда добро побеждает зло. Они учат нас справедливости, находчивости. Былины, как произведения устного народного творчества, воспитывают в детях чувство патриотизма.

Русская классическая литература-бесценное достояние русского народа. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина –хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью. На примере этих произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.

Таким образом, воспитание духовно-нравственного человека – процесс длительный. Роль учителя в этом огромна. Сея «разумное, доброе, вечное», можно надеяться результат.

Современный мир изменчив. Политические, экономические, социальные реформы, - все это малая доля того, что происходит в стране. К сожалению, преобразования в обществе повлекли за собой сложные духовные проблемы, связанные с обесцениванием жизненных идеалов, снижением уровня нравственного воспитания молодежи.

Посредниками передачи новым поколениям нравственных ценностей, научных знаний, опыта трудовой, духовной жизни выступает школа и семья. Замечательно, что главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка являются:

-формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;

-воспитание гражданина и патриота;

-формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.

На уроках русского языка, работая над фонетическим, синтаксическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста, ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, художественными произведениями классиков русской литературы.

На уроках по развитию речи обращаюсь к культурному наследию нашей страны. Например, на уроке, посвященном описанию архитектурного памятника, стараюсь воспитывать уважительное, бережное отношение к прошлому, к памятникам древнерусского зодчества.

Для усвоения лексической темы «Синонимы» предлагаю обучающимся поработать с такими нравственными понятиями как: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, совесть. При изучении темы «Антонимы» мною ведется работа по противопоставлению таких качеств: добро-зло, любовь-ненависть, сердечность-жестокость и других. После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу-написать сочинение - миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести.

Велика и роль литературы. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нас характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову.

Любовь к литературе возникает у ребят еще в детстве. Родители читают детям сказки, в которых всегда добро побеждает зло. Они учат нас справедливости, находчивости. Былины, как произведения устного народного творчества, воспитывают в детях чувство патриотизма.

Русская классическая литература-бесценное достояние русского народа. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает настоящая русская девушка Татьяна Ларина –хранительница русских традиций. «Но я другому отдана и буду век ему верна» - это пример того как высоко Татьяна ценит такие понятия как честь, совесть, верность. У М. Ю. Лермонтова в произведении «Песня про купца Калашникова» главный герой защищает честь своей семьи, жены. Ради этого Калашников готов пожертвовать своей жизнью. На примере этих произведений ученики знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь семьи, достоинство и моральный облик русского человека.

Таким образом, воспитание духовно-нравственного человека – процесс длительный. Роль учителя в этом огромна. Сея «разумное, доброе, вечное», можно надеяться результат.

Категория: Русский язык
10.02.2019 23:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!