СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дух и разум патриотизма российского: вчера, сегодня, всегда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша страна сильна и непобедима, она не боится врага! Но в чём же кроется истинный секрет непоколебимости и стойкости России, которая познала за свою историю немало бед и страданий, терпела поражения и унижения? Наш народ никогда не падал духом, крепко верил в свои силы, искренне любил родную землю, приходил в храм божий и молился за неё, гордо вставал на защиту своей Родины… И вместе разделял слезы радости за успех и победы нашего Отечества.

Глубина духовно-нравственного воспитания народа всегда была опорой для нашей страны. Так сложилось, что любовь к Родине, истинный патриотизм всегда был неотъемлемой частью характера российского народа. За свою великую историю Россия видела немало отважных, смелых, добродушных, преданных, самоотверженных людей, которые жили и творили на благо своей малой или большой Родины. Но никто не забыт! Родина помнит каждого и мы, предки, достойно храним память и рассказываем детям о них из поколения в поколение. Вспомним одного из великих просветителей Кубани протоиерея войска Черноморского Кирилла Васильевича Россинского, священнослужителя и педагога, который несомненно, внес огромный вклад в развитие Кубанской земли, и именно таких людей называют сегодня настоящими патриотами. Благодаря его усилиям к 1825 году здесь было 10 приходских школ, Екатеринодарское приходское духовное училище, Екатеринодарская гимназия, несколько десятков приходских училищ по станицам.

Под просветительской деятельностью подразумевается комплексная система мер направленных на развитие как умственных, так и духовных начал общества, на формирование нравственных качеств и патриотических чувств в обществе и на развитие педагогики.

Решая просветительские задачи, много внимания К.В. Россинский уделял и вопросам воспитания. Он полагал, что образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом, а человека нельзя считать образованным, если он не живет по закону Божьему. Поэтому составной частью образовательного процесса К. В. Россинский считал нравственное совершенствование личности, которое невозможно без изучения Закона Божьего [1].

Поддерживая одну из центральных идей российского просвещения о воспитании совершенного человека, К.В. Россинский подчеркивал особую значимость в этом процессе гармоничного развития разума и души. К. В. Россинский внес большой вклад в становление культурной и общественной жизни Черномории. Он был инициатором многих крупных начинаний, имеющих важное значение для казачьего края. Жизнь К. В. Российского является ярким примером беззаветного служения своей стране, своему народу, идеям добра и социального мира [3].

Основы педагогического и духовного мировоззрения и деятельность К.В. Россинского представляет собой актуальный и яркий пример самоотверженности настоящего педагога ради блага других.

Сегодня в российском обществе в условиях социальной напряженности в молодежной среде проблема патриотизма и патриотического воспитания является достаточно сложной и неординарной. Чувство идентичности себя с «родной землей» необходимо каждому человеку. Без него наступает опустошение личности и поиск замены образовавшейся социально-психологической пустоты, что часто приводит к негативным последствиям. Как никогда общество нуждается в единстве и социальной устойчивости. Государственная политика России всецело направлена на системность и функциональность в решении данной задачи. Содержание и направленность патриотизма определяются, как духовным и нравственным климатом общества, так и его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Приведем определение патриотизма, которое дал Президент России В. В. Путин в своем выступлении в Краснодарском крае 12 сентября 2012 г. на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи: «Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» [2].

Таким образом, начиная с дошкольного образования необходимо у ребенка сформировать первоначальные представления об истории Родины, героических подвигах людей. В подростковом возрасте должны сформироваться духовно-нравственные и гражданско-патриотические качества, позже и устояться гражданская позиция. Важно, чтобы все эти процессы сопровождались системностью и практической компетентностью.

Ответственность по воспитанию патриотических чувств возлагается, прежде всего, на семью как первого и значимого актора процесса социализации ребенка, затем вступают в действие образовательные организации при поддержке государства, где педагоги применяют свою профессиональную компетентность.

Понятие патриотизма достаточно конкретное и предполагает определённое состояние, отношение, действие и состоит из элементов, которые и образуют систему патриотического воспитания.

  1. Изучение истории своей страны, адекватное понимание в ней роли героев-патриотов (политические личности, военные, деятели культуры, святые, а также простые люди).
  2. Воспитание патриотических качеств, как социально-психологического и духовного состояния личности (любовь к отечеству, выполнение гражданского долга, преданность, самоотверженность, целесообразность, желание и стремление к благополучию страны, ценности семьи, близких, заинтересованность, эмоциональная устойчивость).
  3. Активная патриотическая деятельность (важно понимать, что патриотизм не только состояние, но и гражданский поступок, действие).

Согласно государственной программе по патриотическому воспитанию молодежи большая моральная ответственность возлагается на педагога. Образовательные организации (далее ОО) проводят мероприятия, направленные на поднятие и укрепление патриотизма среди молодежи. Организовываются встречи с ветеранами войн, тематические классные часы, экскурсии по историческим музеям, проводятся военно-патриотические конкурсы и семинары, дети посещают концерты, принимают участие в движении «Бессмертный полк», празднуют День народного единства и др.

В рамках учебных дисциплин ведется просветительская патриотическая деятельность. Особенно глубоко она прослеживается на занятиях по Истории, Краеведению, Обществознанию, Географии, в организациях СПО и ВО в рамках дисциплин Экономики, Правоведения, Философии и др. Отметим, что в некоторых ОО, в зависимости от специальности, введена дисциплина Основы патриотического воспитания молодежи как дисциплина по выбору и Основы духовно-нравственной культуры.

Для более качественного решения общегосударственной задачи по воспитанию патриотизма среди молодого поколения, актуальным, на наш взгляд, является введение во всех ОО дисциплины Основы патриотизма и патриотического воспитания. В рамках школьного образования - в качестве факультативной дисциплины, в СПО и ВО как общегуманитарной дисциплины на первом или втором курсах обучения.

В качестве практической части исследуемой проблемы проведено социологическое исследование по вопросам патриотического воспитания среди молодого поколения. Анкетирование проводилось через интернет-опрос. В нем приняли участие не только жители Краснодара и края, но и из других субъектов РФ. Из них 61,8% - женского пола, 38,2% мужского в возрасте от 12 до 56 лет. 37,3% - жители Краснодарского края и Республики Адыгея, 62,7% - жители 28 субъектов РФ.

Значимость для людей феномена патриотизма очевидна из полученных результатов. Большинство респондентов, 62,7% считают, что патриотизм нужен нашей стране (22,5% считают, что скорее да, чем нет). 7,8% ответили, что не нужен и 3,9%, что скорее нет, чем да, 2,9% - затруднились ответить.

Обобщая ответы на открытый вопрос о том, что представляет собой патриотизм, большинство респондентов ответили, что это, в первую очередь, «…любовь к своей родине, стране, гордость, преданность и уважение к ней…», «…служба и вера своей стране…», некоторые упомянули о том, что это «…память о ВОВ, героях…», «…состояние души…», «…стремление приносить пользу…», «…беспочвенная любовь…».

Вопрос об ассоциации патриотизма с предложенными понятиями доминируют: Родина - 75,5%, любовь – 60,8%, семья - 47,1%, гордость и подвиг по 40,2%, государство - 34,3%, смелость – 33,3%, честность - 27,5%, самоотверженность – 26%, доброта -24,5%, нация – 20,6%. Отмечали и другие ассоциации, такие как враги – 8,8%, война – 10,8%, религия – 7,8%, идиотизм – 7,8%, президент - 8,8% (несмотря, на то, что лидирующим патриотом был назван В. В. Путин), СССР – 11,8%. Негативные ассоциации: ненависть – 2,9% и равнодушие – 2%.

Респондентам было предложено указать любые три персоны, которых, по их мнению, можно назвать патриотами. Мы выделили их в несколько групп:

  1. Современные политические деятели: Путин В. В.- 10,8%, Жириновский В. В. – 6,9%, Жуков Г.К. - 2,9%, Шойгу С. К. – 2,9%, Кадыров Р. А. – 2%, Медведев Д. А. – 2%, Алиев И. Г., Горбачев М. С., Лавров С. В., Чубайс А. Б., Гозман Л. Я., Грудинин П. Н., Бондаренок Е. А., Набиуллина Э. С., Навальный А. А., Минниханов Р. Н., Кудрин А. Л., Морар В. А., Семигин Г. Ю., Сечин И.И., Фролов Д. В., Певцов Д. А., Греф Г.
  2. Исторические политические личности: Сталин И. В. – 3,9%, Ленин В.И. – 2,9%, Петр I – 2,9%, Суворов А.В. – 2,9%, Ушаков Ф.Ф. - 2%, Николай II– 2%, Александр Невский, Дмитрий Донской, Бестужен-Рюмин А. П., Александр II, Кутузов М.И., Столыпин П. А., Рокоссовский К.К., Берия Л. П., Лебедев В. Я., герои ВОВ 2%, Брежнев Л. И., Ельцин Б.Н., Романов Г. В., Лужков Ю. М.
  3. Писатели, просветители, деятели культуры, журналисты (современные и исторические): Галицкий С. Н. 2,9%, Лихачев Д. С. - 2%, Ломоносов М. В. – 2%, Хабенский К. Ю. - 2%, Соловьев В. Р. – 2%, Пушкин А. С., Лермонтов М. Ю., Пастернак Б. Л., Горшенев М. Ю., Латынина Ю.Л., Каспаров Г. К., Лимонов Э. В., Хаматова Ч. Н., Солженицин А. И., Шевчук Ю.Ю., коммунисты, Пахмутова А. Н., Задорнов М. Н., Акинфеев И. В.
  4. Ученые, исследователи, изобретатели, космонавты, летчики: Гагарин Ю. А. – 6,9%, Калашников М.Т. – 2,9%, Маресьев А. П. – 2%, Королев С. П., Леонов А. А., Карбышев Д. М., Сахаров А. Д., Алферов Ж. И., Рошаль Л. М.

3,9% указали членов своей семьи, а 10,8% затруднились ответить или указали, что таких нет.

Уровень патриотического воспитания среди молодежи по 10 бальной шкале оценен как средний или ниже среднего - 1 из 10 (10,8%), 3 из 10 (24,5%), 5 из 10 (17,6%), 10 из 10 (2,9%). Патриотическое воспитание в ОО, по мнению, опрошенных, также на низком уровне - 1 из 10 (17,5%), 3 из 10 (17,5%), 5 из 10 (14%) и 10 из 10 (8,8%).

Проблемы видят респонденты в 4 направлениях:

  1. В правительстве, государстве («…недоверие, коррупция, нищета, отсутствие идеологии, отсутствие целевой государственной программы, неправильные реформы…»).
  2. В семье («…проблема в воспитании, плохое знание своей истории, героев…»).
  3. В СМИ («…неверно трактуют патриотизм, мало уделяется времени просвещению народа, распущенность, вседозволенность, поклонение зарубежным догмам…»).
  4. В отсутствии истинного патриотизма в стране («…нет духовно-нравственной культуры, подмена понятия патриотизма…»).

Отметим, что о желании получать больше информации из СМК о патриотизме и патриотическом воспитании заявили 71,6%, а отказались 22,6% респондентов.

По мнению опрошенных, мероприятия, которые способствуют поднятию и укреплению духа патриотизма мы разделили на следующие группы:

  1. Военно-патриотические мероприятия (движение «Бессмертный полк», парады, встречи с ветеранами, военными, правоохранительными органами, концерты).
  2. Мероприятия, направленные на изучение исторических событий (экскурсии, уроки истории, трансляция исторических фильмов, олимпиады, конкурсы).
  3. Воспитание качеств, для поддержания патриотизма (сохранение любви в семье, семейные ценности, субботники, Тимуровское движение, волонтёрство, занятие спортом).
  4. Государственная деятельность (безвозмездные поездки для помощи Героям России, героям Труда, активная политика президента, повышение уровня жизни, патриотические лагеря, достойная служба в армии).

Одним из важных вопросов был задан респондентам об актуальности и необходимости введения дисциплины «Основы патриотического воспитания» в образовательных организациях. Мнения опрошенных разделились 42,2% считают, что было бы актуальным такое введение и 29,4% скорее согласны, чем нет. Не согласились или скорее не согласились, чем поддержали соответственно 18,6% и 9,8%.

В качестве небольшой проверки предлагалось определить по фотографии известную личность (изображен Жуков Г.К.). Верно указали - 78,4%, ошиблись 13,7% - Рокоссовский К. К., 5,9% - Королев С. П., 2% –Андропов Ю. В. Другое фото представлено с изображением К. В. Россинского. О личности К. В. Россинского знают 33,3% жителей Краснодарского края, 37,5%, не знают кто он, но слышали хотя бы раз в жизни (возраст респондентов от 26 до 55 лет), 29,2% - никогда о нем не слышали. По другим регионам о личности Россинского знают 9,3% (респонденты в возрасте от 31 до 55 лет), слышали о нем 27,8% и соответственно не знают о нем 44,4%.

Те респонденты, которые указали, что им известна личность К.В. Россинского, называли его «…Протоиреем, просветителем молодежи, проповедником, мучеником, просветителем на Кубани, совершившего подвиг, духовным настоятелем Черноморского войска, священником, проповедником в Крыму…», также упомянули об улице им. Россинского в г. Краснодаре и названии санатория в Анапе.

Таким образом, сегодня, несмотря на очевидные проблемы в нашем государстве патриотические чувства живы в наших сердцах, и мы умеем истинно и беззаветно служить своей стране. Такой патриотизм как никогда необходим государству. Да, сейчас Россия переживает духовный кризис, но патриотическое воспитание не теряет своей актуальности. Мы нужны нашей стране. И только гармония разума и души, а вместе с ними образования и воспитания, как завещал нам премудрый просветитель Кубанской земли XIX в. К. В. Россинский, неумолимо поднимет дух патриотизма и сделает нашу Родину сильной и непобедимой. Это возможно, если каждое звено единой системы будет вносить свой вклад. Педагог – важное звено, и одна из наших педагогических задач — это просвещать и наставлять молодых неопытных умов. В каждой исторической эпохе доминируют свои герои. Сегодня для многих это В. В. Путин, для кого-то В.В. Жириновский или С. Н. Галицкий. Кто-то вдохновляется А. С. Пушкиным, Ю. А. Гагариным. Но главное, что они всегда были, есть и будут.

Молодому поколению нужно помочь разобраться в столь сложном мире и понять, что, «служа другим, расточаешь себя» и это совсем не плохо, а героизм и подвиги, прославляя нашу страну, прославляют каждого из нас за непоколебимую преданность к Родине.

Список используемых источников

1. Буряк И. И. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание студентов в год 70-летия великой победы: система, опыт, инновации в КУБГТУ // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КУБГТУ», №5, 2015. – С. 231-243.

2. Горожанина М. Ю. Просветительская деятельность РПЦ в казачьих районах Кубани: основные этапы и их специфика // Научный журнал КубГАУ, №109 (05), 2015.

3. Поборина М.Ю. Общественно-просветительская деятельность К. В. Россинского: автореф. дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / Кубанский ун-т.- Краснодар, 1997. - 35 с.

Категория: Внеурочка
19.04.2020 09:20


© 2020 493

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!