СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) https://www.kazedu.kz/

Нажмите, чтобы узнать подробности

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Приток беженцев, большая занятость женщин на производстве, на работах оборонительных сооружениях, эвакуация населения в восточные районы усилили потребность в детских садах и яслях. Новые дошкольные учреждения открывались обычно при эвакуированных предприятиях. Широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип воспитательных учреждений — дошкольные интернаты, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь с родителями. Широкое распространение получили дошкольные детские дома. В особо сложных условиях работали дошкольные учреждения осажденных городов и тех местностей, которые находились в зоне действия фашистской авиации. Здесь воспитатели с детьми большую часть времени вынуждены были находиться в бомбоубежищах. Долг воспитателей, тех трудных военных лет сводился к тому, чтобы уберечь детей от опасностей и волнений военного времени, создать такие условия, в которых дети могут спокойно жить, нормально развиваться, забывая пережитое. Поэтому в детских садах создавалась атмосфера родной семьи, в которой нуждался каждый ребенок, нужно было окружить его материнской лаской, вниманием, заботой, которая позволяла успешно влиять на детей, развивать у них нужные черты характера и поведения.Несмотря на тяжелое военное и экономическое положение, Коммунистическая партия и Советское правительство по-прежнему проявляли заботу о нормальной деятельности школы и воспитательных учреждений. Особое внимание уделяли обезпечению нормальных условий жизни, воспитания и обучения сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные районы страны.

В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о борьбе с детской беспризорностью, согласно которому при облисполкомах создавались особые комиссии, а в районных отделах народного образования вводились должности инспекторов по патронированию и борьбе с детской безнадзорностью. Создавалась сеть детских приемников и домов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков.

Тяготы войны стали сказываться и на детском питании. В 1942 году лимиты были снижены. Особенно это ощутили интернаты, находившиеся недалеко от городских и районных центров. Многие заведующие детскими садами, педагоги, привыкшие к городским условиям жизни, в эвакуации, в блокадном Ленинграде становились организаторами сельского хозяйства. Работники интерната 2-го Государственного подшипникового завода вспоминали: «Перед весенними работами колхоз забрал у интерната, выданную ранее лошадь, а требовалось обработать три гектара земли под посевы проса, картофеля, овощей и бахчи. Вместо лошади на пахоту прислали верблюда. Это специфическое животное плачет, плюет во все стороны, не хочет идти по борозде, проявляет упрямство. Но мы заставили верблюда пахать. Надели специальные халаты — пусть плюет, вели с двух сторон — заставили идти в борозде — и вспахали три гектара».

Там, где было хорошо налажено подсобное хозяйство, дети и взрослые жили безбедно.Большое значение для развития дошкольного воспитания имело принятое в 1944 г. постановление СНК СССР «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей». Постановление предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома и консультации.

В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.

В спасении детей участвовала вся страна. Развернулось движение по усыновлению детей-сирот. Только в одном Ташкенте 643 семьи взяли на воспитание осиротевших детей, а в целом по Союзу так поступили тысячи семей.

В Узбекистане более 100 тыс. детей, оставшихся без родителей, получили должный уход и воспитание.

Весной 1944 г. было принято правительственное постановление об организации летнего отдыха детей. Проводилась целая система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, открывались детские столовые, летом работали многочисленные пионерские лагеря и детские площадки. Данной программой было охвачено 2,5 млн. детей школьного и дошкольного возраста.

Беззаветно и самоотверженно работали и заведующие детскими садами, и воспитатели, уборщицы и няни, и повара, и завхозы. Молодые и старые, все были охвачены общим чувством: спасти детей, сохранить им здоровье, сберечь их детство, возвратить им радость и беззаботный смех, воспитать так, как требует страна, не упасть духом перед трудностями, устоять перед лишениями, выполнять свою обязанность перед фронтом.

В результате комплекса мероприятий, предпринятых государственными органами, к концу войны число дошкольных учреждений в СССР и число мест в них даже превысили довоенный уровень.

Важную роль в разработке теоретических и методических вопросов воспитания сыграли научно-практические конференции, начало которым было положено еще в предвоенные годы. В период 1941—1945 гг. было проведено 16 конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.

В декабре 1944 г. был принят новый «Устав детского сада», детально осветивший важнейшие вопросы деятельности детских садов и сыгравший большую роль в организации дошкольного воспитания в послевоенные годы. Особое значение имела разработка «Руководства для воспитателя детского сада», содержащего программные и методические указания для работы в различных возрастных группах, что способствовало улучшению практической работы.

Принятие новых «Устава» и «Руководства.», активное применение которых началось уже после окончания войны, явилось свидетельством значительного развития теории и практики дошкольного воспитания в СССР.

Фото в презентации "Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)"

29.10.2018 18:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!