СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Дополнительное образование как площадка для формального и неформального образования детей и подростков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях современности изменилось само понятие «образование». Хотя в исследовании специалистов оно отождествлено с организованным и длительным процессом обучения в начальной, средней и высшей школе, т.е. специальной системе, созданной для реализации целей образования. В нормативных документах образование представлено как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Однако эти понятия, узкие в своем понимании и ориентированные на парадигму знаний. В связи с расширением самого понятия образования стали выделять три основных типа процессов обучения: формальное, неформальное, информальное. Активный поиск инновационных подходов, методов образовательной деятельности идет как на официальном научно-педагогическом поле, в большей степени затрагивающем формальное образование, так и на социально-экономическом поле, где в большей мере развивается неформальное образование. Поэтому в современной образовательной системе возникает необходимость взаимодействия всех трех типов образования. Именно в единстве возможно находить новые пути, выстраивать новые образовательные модели, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические научные основания, социальные тенденции и современные технологии. Изучение проблемы формального, неформального и информального образования позволили нам определить, что: • формальное обучение происходит в образовательных учреждениях (согласно определенным целям обучения) в организованном структурированном контексте и ведет к сертификации. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность (аттестат, диплом об окончании Вуза). • неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации. И в тоже время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения, продолжительность обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучения можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные. • информальное обучение − это обучение, которое происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что касается целей обучения, продолжительности обучения, то оно не структурировано и не ведет к официальной сертификации. Сам термин «информальный» говорит нам о том, что такое обучение происходит без процедурных формальностей. Информальное обучение во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах его социальной активности. В этом смысле, уже не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. К примерам информального обучения относят: • учение по методу проб и ошибок; • стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы; • взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач; • обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры и т.д. Таким образом, взаимодействие формального, неформального и информального образования является необходимым интегрированным базисом для актуализации научно-исследовательского и образовательного потенциала развития современного человека.

Список использованной литературы 1. Вершловский, С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: Монография / С.Г. Вершловский. – СПб.: СПбАППО, 2008. 2. Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты: Сб. науч. ст. / Под ред. д.п.н., проф. В.В. Горшковой – СПб.: УРАО ИОВ, 2010. 3. Горшкова, В.В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. СПб.: ИОВ РАО, 2004. 4. Горшкова, В.В. Образование взрослых в контексте культуры: феноменологический аспект // Педагогика. – 2011. - № 7.- С.10-34.

23.11.2017 11:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!