© 2023 43
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Доклад «Создание специально-образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидов»
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.
Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучении
Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- дети с нарушениями слуха;
-дети с нарушениями зрения;
- умственно отсталые;
- дети с ЗПР;
- аутичные дети (РАС);
- дети с нарушением функций опорно –двигательного аппарата;
-дети с нарушением речи;
-дети со сложным дефектом
Инвалид— лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В детском саду должны создаваться специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными
возможностями здоровья
Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе
и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого- педагогическогосопровождения всех участников образовательного процесса.
Условно это можно представить в виде
пирамиды:
1. Индивидуально ориентированные образовательные условия;
2. Частноспецифические условия;
3. Общеспецифические условия (необходимы всем категориям детей с ОВЗ);
4. Общие специальные образовательные условия;
Каждое условие включается в следующее.
В обобщенном виде общие специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, подразделяются на:
1.Организационное обеспечение.
Организационное обеспечение -создания специальных условий образования для детей с ОВЗ прежде всего базируется на нормативно- правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить реализацию не только образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому, помимонормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей(Внесение в устав пункта по организацииработы с детьми с ОВЗ, Договор с родителями, АОП ДО, Организация медицинского обслуживания (еслинеобходимо системное сопровождение ребенка врачом-ортопедом и врачом-неврологом), Организация питания, Организация взаимодействия с МСЭ ( по необходимости), Организация взаимодействия с органами социальной защиты (по необходимости).и т.п.)
2. Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение.
Материально-технические условия реализации индивидуальной
образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:
1. Санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно- тепловому режиму и т. д.);
2. Возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;
3. Санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ,обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест
личной гигиены и т. д.);
4. Социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства дошкольного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.);
5.Пожарной и электробезопасности с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.
Организация доступной архитектурной и образовательной среды для ребенка с ОВЗ и инвалидностью (Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы, утвержденная ПостановлениемПравительства РФ от 17 марта 2011 г. №175)
Архитектурная среда:
1. Специально приспособленное здание (пандусы;поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; съезды на тротуарах и другие приспособления);
2. Приспособления для дверей (автоматическоеоткрывание), для лестницы (площадка подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила)
3. Адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки для смены памперсов
Специальное оборудование:
1. Средства передвижения:кресло-каталка (с ручным или электрическим
приводом); каталка-кроватка;
2. Средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки);
3. Подъемники, велотренажеры, коврики;оборудование сенсорной комнаты для релаксации;
4. Специальная мебель и специальные приборы для обучения (карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие санитарно- гигиеническим требованиям и особенностям детей;
5. Тренажеры для развития манипулятивных функций рук;
6. Приборы коммуникации, лупа (если есть зрительные нарушения);
7. Компьютеры и программное обеспечение;
8. Зал для занятий ЛФК с дополнительным оборудованием (тренажеры, маты, вертикализатор);
3.Организационно-педагогические условия.
Эти условия ориентированы на полноценное иэффективное воспитание и образование всеми воспитанниками образовательного учреждения,реализующего инклюзивную практику.
Включают:
Программно-методическое обеспечение (основная образовательная программа, коррекционные программы, программы дополнительного образования,формы и методы инклюзии, вариативные формы включения ребенка в процесс воспитания и образования)
Формы интегрированного обучения детей с ОВЗ
1) комбинированное, когда ребенок с отклонениями в развитии способен находиться в группе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;
2) частичное, когда дети с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае первую половину дня они проводят в специальной группе, а вторую часть дня – в массовой группе, присутствуя на мероприятиях воспитательного характера;
3) временное, когда дети, воспитывающиеся в специализированной группе ДОУ и дети массовых групп объединяются не реже двух раз в месяц для
совместных прогулок, праздников, отдельных мероприятий воспитательного значения;
4) полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада (дети с ринолалией, слабовидящие, слабослышащие); эти дети по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем специалистов.
4.Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через
создание в ДО психолого-медико-психологического консилиума (ППк), результатом работы которого будет разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП)
Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
5.Кадровое обеспечение.
Наличие в образовательном учреждении специалистов:
Учителей - дефектологов,
учителей-логопедов,
педагогов - психологов,
социальных педагогов,
тьюторов,
координаторов по инклюзии, прошедших профессиональную переподготовку в области инклюзивного образования
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
Развивающая предметно-пространственная среда для этой категории детей включает:
- замечать эмоциональные состояния других людей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенным на картинке);
- декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;
- анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;
- воспроизводить эмоции, учиться анализировать собственные эмоции;
- управлять своим эмоциональным состоянием;
игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации: железная дорога, парковка, автозаправка, больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.
© 2023 43