СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Создание специально-образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад «Создание специально-образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидов»

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучении

Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

- дети с нарушениями слуха;

-дети с нарушениями зрения;

- умственно отсталые;

- дети с ЗПР;

- аутичные дети (РАС);

- дети с нарушением функций опорно –двигательного аппарата;

-дети с нарушением речи;

-дети со сложным дефектом

Инвалид— лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В детском саду должны создаваться специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными

возможностями здоровья

Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе

и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого- педагогическогосопровождения всех участников образовательного процесса.

Условно это можно представить в виде

пирамиды:

1. Индивидуально ориентированные образовательные условия;

2. Частноспецифические условия;

3. Общеспецифические условия (необходимы всем категориям детей с ОВЗ);

4. Общие специальные образовательные условия;

Каждое условие включается в следующее.

В обобщенном виде общие специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития, подразделяются на:

1.Организационное обеспечение.

Организационное обеспечение -создания специальных условий образования для детей с ОВЗ прежде всего базируется на нормативно- правовой базе. Создание этих условий должно обеспечить реализацию не только образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому, помимонормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей(Внесение в устав пункта по организацииработы с детьми с ОВЗ, Договор с родителями, АОП ДО, Организация медицинского обслуживания (еслинеобходимо системное сопровождение ребенка врачом-ортопедом и врачом-неврологом), Организация питания, Организация взаимодействия с МСЭ ( по необходимости), Организация взаимодействия с органами социальной защиты (по необходимости).и т.п.)

2. Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение.

Материально-технические условия реализации индивидуальной

образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:

1. Санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно- тепловому режиму и т. д.);

2. Возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;

3. Санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ,обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест

личной гигиены и т. д.);

4. Социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства дошкольного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.);

5.Пожарной и электробезопасности с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

Организация доступной архитектурной и образовательной среды для ребенка с ОВЗ и инвалидностью (Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы, утвержденная ПостановлениемПравительства РФ от 17 марта 2011 г. №175)

Архитектурная среда:

1. Специально приспособленное здание (пандусы;поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; съезды на тротуарах и другие приспособления);

2. Приспособления для дверей (автоматическоеоткрывание), для лестницы (площадка подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила)

3. Адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки для смены памперсов

Специальное оборудование:

1. Средства передвижения:кресло-каталка (с ручным или электрическим

приводом); каталка-кроватка;

2. Средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки);

3. Подъемники, велотренажеры, коврики;оборудование сенсорной комнаты для релаксации;

4. Специальная мебель и специальные приборы для обучения (карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие санитарно- гигиеническим требованиям и особенностям детей;

5. Тренажеры для развития манипулятивных функций рук;

6. Приборы коммуникации, лупа (если есть зрительные нарушения);

7. Компьютеры и программное обеспечение;

8. Зал для занятий ЛФК с дополнительным оборудованием (тренажеры, маты, вертикализатор);

3.Организационно-педагогические условия.

Эти условия ориентированы на полноценное иэффективное воспитание и образование всеми воспитанниками образовательного учреждения,реализующего инклюзивную практику.

Включают:

Программно-методическое обеспечение (основная образовательная программа, коррекционные программы, программы дополнительного образования,формы и методы инклюзии, вариативные формы включения ребенка в процесс воспитания и образования)

Формы интегрированного обучения детей с ОВЗ

1) комбинированное, когда ребенок с отклонениями в развитии способен находиться в группе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;

2) частичное, когда дети с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае первую половину дня они проводят в специальной группе, а вторую часть дня – в массовой группе, присутствуя на мероприятиях воспитательного характера;

3) временное, когда дети, воспитывающиеся в специализированной группе ДОУ и дети массовых групп объединяются не реже двух раз в месяц для

совместных прогулок, праздников, отдельных мероприятий воспитательного значения;

4) полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада (дети с ринолалией, слабовидящие, слабослышащие); эти дети по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем специалистов.

4.Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через

создание в ДО психолого-медико-психологического консилиума (ППк), результатом работы которого будет разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП)

Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

5.Кадровое обеспечение.

Наличие в образовательном учреждении специалистов:

Учителей - дефектологов,

учителей-логопедов,

педагогов - психологов,

социальных педагогов,

тьюторов,

координаторов по инклюзии, прошедших профессиональную переподготовку в области инклюзивного образования

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС

Развивающая предметно-пространственная среда для этой категории детей включает:

  • последовательные картинки, структурирующие деятельность ребенка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий, это зрительные опорные сигналы, которые помогают детям сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность заданий и др.);
  • картинки, отражающие различные эмоциональные состояния ребенка, игры с «азбукой эмоций» помогают:

- замечать эмоциональные состояния других людей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенным на картинке);

- декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;

- анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;

- воспроизводить эмоции, учиться анализировать собственные эмоции;

- управлять своим эмоциональным состоянием;

  • книги разной степени сложности;
  • кукольный театр - прекрасное средство для развития взаимодействия между детьми, развития воображения и творческих способностей. От имени кукол ребенку значительно легче вступать в общение.
  • дидактические игры для стимуляции ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности - с их помощью расширяется круг предметов, предъявляемых ребенку, формируются способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов;
  • игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом. Ребенок учится целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями;

игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации: железная дорога, парковка, автозаправка, больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.

18.05.2023 21:20


© 2023 43

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!