СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по педагогической технологии кейс-стади.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение технологии кейс-стади в процессе изучения междисциплинарных курсов по профессии: 190117 Повар, кондитер

О.Н. Щеглова,

преподаватель спецдисциплин КГБ ПОУ ХКОТСО.

Педсовет.

«Под кейс - методом я подразумеваю

изучение студентами большого числа ситуаций

в запланированном отрезке времени.

Обучение – это процесс принятия решения,

а не обзор того, что решают сделать другие»

Роберт Мери

Метод кейс-стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.

История метода кейс-стади в России в определённой степени связана с поддержкой международных образовательных фондов и программ. Так, например обучение большого числа специалистов методу кейс-стади было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Дж. Сороса.

Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) – запутанный необычный случай или case (англ.) – портфель, чемоданчик.

Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них - «анализ ситуации». Термин «ситуация» содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься как некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности.

Вот почему, метод анализа ситуаций практически не может выживать в закрытых, авторитарных системах, где деятельность определена и авторитарно управляема, где нет места плюрализму решений, выбору и самоопределению людей - участников ситуации.

Ранее этот метод применялся только в экономике и менеджменте, в 70-80 годы его стали внедрять повсеместно в обучении.

Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

В процессе реализации федеральных государственных стандартов становится важным подготовить конкурентоспособных коммуникабельных, легко социализирующихся и творчески развитых специалистов с гибким подходом, способных к саморазвитию и росту в профессиональной деятельности.

Проблема внедрения метода кейсов в практику СПО в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- направленность развития образования на формирование профессиональных компетенций, умений и навыков мыслительной деятельности, а не на получение конкретных знаний;

- развитие требований к качеству специалистов который должен обладать способностью к оптимальному поведению в различных ситуациях.

Использование метода кейсов в обучении студентов позволяет:

- повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам;

- улучшить понимание экономических законов;

- развить исследовательские коммуникативные и творческие навыки принятия решений в проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни:

- сформировать конкурентоспособность, персональную и коллективную ответственность. Но самое актуальное, этот метод становится компетентностно - ориентированной формой обучения, средством контроля и оценки уровня освоения дисциплин и компетенций обучающихся и студентов.

В своей педагогической практике я использую следующие технологии, активизирующие учебный процесс:

-метод ситуационного анализа: ситуационные задачи, ситуационные упражнения;

- анализ конкретных ситуаций, кейс-стади;

- метод ситуационно-ролевых игр;

- метод дискуссии.

Особенность ситуационной задачи заключается в том, что в отдельных случаях ее оптимальное решение у преподавателя уже имеется. Студенту остается найти его и обосновать, показать, каким образом он его нашел и как его можно реализовать, или студент должен проанализировать готовый вариант решения предложенной ситуационной задачи. Большинство задач не имеют готового решения, в некоторых случаях, наоборот, может иметь несколько вариантов решений, и при этом все правомерные, или одно, но многоаспектное решение. Случай должен допускать различные варианты решения.

Что должен учесть преподаватель, выбирая, создавая такое задание, а также реализуя такое задание на уроке?

  • единство творческого замысла и алгоритма деятельности;
  • постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде;
  • личностное отношение к познавательной деятельности;
  • взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов;
  • постоянная рефлексия студентов и преподавателей над полученными результатами, выращивание «живого знания»;
  • диалоговая позиция.

Кейс - метод учит: видеть проблемы; понимать и использовать концепции; анализировать профессиональные ситуации; оценивать альтернативы возможных решений; выбирать оптимальный вариант решения; составлять план его осуществления; развивать мотивацию; развивать коммуникационные навыки и умения; учит быть объективными в новом видении самих ситуаций, передает обобщенный опыт; помогает стать восприимчивым к другому мнению.

Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом

  • записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;
  • выписать вопросы для данной темы;
  • подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.);
  • организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы;
  • выработать и принять всей группой правила оценивания решений;
  • по каждому вопросу в ходе дискуссии кратко высказать мнения, разрешать и не допускать конфликты, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору);
  • сформулировать результирующее мнение, которое будет являться решением поставленной цели.

Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

  • Анализировать ситуации
  • Оценивать альтернативы
  • Выбирать оптимальный вариант решений
  • Составлять план осуществления решений
  • Устойчивый навык решения практических задач
  • Целевая компетентностная установка

Преподаватель в ходе кейс - занятия должен воздержаться от любых проявлений предубеждений или симпатии. Его функция при выполнении задания – мониторинг вариантов решений, их аккумуляция и анализ, мотивация студентов к обоснованному выбору оптимального результата или оптимального набора решений, а также подведение итогов работы группы обучающихся, оценка личного вклада/достижений каждого. Переход от незнания к знанию становится естественным звеном активного развития. Диагностика компетенций проводится в ходе работы методом наблюдения и оценки выполненных заданий, причем, важен метод само- и взаимооценки. Роль преподавателя - координатор, соучастник, наблюдатель, корректор, аудитор, психолог, тьютор и т.д.

Работа на междисциплинарных курсах, с кейсом:

1.Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов. Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5— 7 мин в зависимости от сложности кейса. Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися (слушателями) содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в данной ситуации?» или «Что является центральной проблемой данного кейса?». Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

Например: 1) Разработать меню на день;

2) Составить план меню на неделю;

3) Изменить рецептуру блюда;

4) Решить задачу с взаимозаменяемостью сырья и т.д.

2.Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель. После деления на микрогруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления. Жесткое требование — укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники, информационные карты и т.д. При относительно однородном составе групп слушатели выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначить спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя.

3.Этап презентации решений по кейсам.

Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника. Советы преподавателю: -следует максимально поощрять использование плакатов, схем, графиков (которые малые группы должны подготовить на предыдущем этапе); -необходимо побуждать членов малой группы дополнять высказывания своего спикера. Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию. Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов). 4. Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса: 1.Почему ситуация выглядит как дилемма? 2.Кто принимал решения? 3.Какие варианты решения он имел? 4.Что ему надо было сделать? Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее. На этом этапе важно: -не ограничивать время; -дать возможность выступить каждому; -заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса; -провести голосование «Чье решение было самым удачным?». Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам. 5.Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя.

Технология кейс-стади, является методом интерактивным, и является очень удобной для интерактивного обучения, помимо занятий на уроках в урочное время, я так же с помощью этой технологии провожу обучение во внеурочное время со студенткой группы ПК-33 Мингалёвой Галиной Алексеевной. Мингалёва Г.А., получила задание разработать меню по каждому МДК, обсчитать его стоимость, разнообразить технологию и приготовить, результаты выслать в виде презентаций, после полного выполнения кейса и проверки мной, проучаствовать в конкурсе интерактивно и предоставить результаты, результаты не заставили себя ждать. И как результат за моё участие во всероссийских и международных дистанционных конкурсах и олимпиадах по этой технологии, 3 первых места и 2 вторых, так же участвовала во Всероссийской олимпиаде по профессии повар, кондитер, по кейс-стади как студентка Мингалёва Галина Алексеевна и получила 2 диплома – лауреата и 3 место, так же свидетельство за опубликование материала по технологии кейс-стади, за эл. презентацию своих блюд.

Действия преподавателя и студента на этапах организации кейса

Фаза работы

Действия

преподавателя

Действия

студента

До занятия:

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов. 3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время

занятия:

1.Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит группу на подгруппы.

3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает или участвует в принятии решений.

В конце занятия:

1. Оценивает работу студентов.

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.

Дискуссия по технологии кейс-стади звучат так:

Спрашивал мнение. Каково Ваше мнение о.? Как вы относитесь к.? Что вы думаете о.? Какова ваша точка зрения на.? Выражая мнение. Моя точка зрения заключается в том, что. Ну, насколько я могу судить. Ну, если вы спросите меня. Кажется\ видится мне, что. Я думаю\ считаю.\ должна.\ На мой взгляд\ просмотр. Мне.\ может\ может С моей точки зрения. Мне на ум/ мышление. Насколько я обеспокоен. Я категорически против.

Я (не) согласен, что \ с. Я (полностью) согласен \ не согласен, что \ с. Делая Предложения. Если бы я был. я бы. Возможно, они должны. Почему не мы/ они. Как/ а что насчет.? Хорошая идея была бы. Если они., то. Они могут/ должны. Я думаю, что мы/ вы должны. Вы могли бы всегда. Давайте. Задумывались ли вы

В таблицах оценивается активность студентов в баллах:

Оценка работы обучающихся:

  • Активность в работе.
  • Генерирование идей.
  • Умение работать в команде.
  • Ответственность за результаты работы.
  • Участие в презентации.

После этого преподаватель даёт общую оценку работы каждой микрогруппы по критериям.

Оценка работы микрогруппы:

- оригинальность рецептуры и эстетическое оформление изделия,

- сочетаемость выбранных продуктов,

- соблюдение требований к подаче блюда,

- применение современных производственных технологий,

- качество оформленной электронной презентации,

- качество защиты творческого проекта.

12.02.2017 07:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!