СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на районном семинаре. Тема: «Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе с детьми с синдромам Дауна, я использую следующии методики:

Методика развития речи и обучения чтению Ромены Августовой Это единственная методика развития речи детей с синдромом Дауна. Автор, всю жизнь занимающийся педагогикой речи, простым и доступным языком разъясняет в своей книге «Говори! Ты это можешь», как научить разговаривать ребенка со сложными нарушениями развития, как общаться с такими детьми, помочь раскрыть им свои способности и творческие задатки. Дети, занимающиеся по методике Августовой, не только хорошо овладевают устной речью, но и даже учатся читать.

Звукоподрожание- общее (повторение движений, действий и мимики) и речевое (повторение слогов), простые слова и предложения, тематические карты. Для того, чтобы скорректировать когнитивные дефициты воспитанника с синдромом Дауна, необходима серьезная предварительная работа, где моей главной задачей является - запуск важных рече-мыслительных процессов через целенаправленные коррекционно-развивающие занятия посредством использования тематических карт Р.Т. Августовой. Что это за тематические карты? Что же нужно формировать в первую очередь? Начинаю с того, что непосредственно касается жизни ребенка и его быта: тело, еда, сон, игра, прогулка и так далее. Всю жизнь воспитанника можно в эти категории уложить, поэтому я печатаю фотографии – карты, максимально приближенные к реальности с данной тематикой и показываю их ребенку. Вся деятельность состоит из нескольких этапов, последовательно идущих друг за другом.

Первый этап работы – «знакомство». Для начала нужно убедиться, что у ребенка запущен механизм анализа объектов и картинок. Я просто даю тематическую карту перевернутую вверх ногами и, если ребенок пытается ее перевернуть, то это значит, что он понимает, что на ней, а вот для чего и зачем оно изображено - это мне и нужно объяснить. А если он ее не переворачивает, то я помогаю ребенку запустить этот механизм, обращая внимание на детали и переворачиваем вместе.

Второй этап работы – «практика». Для создания разнообразных понятийных тем необходимы карты рассортированные по категориям (40-50 штук). Например, категория «ЕДА». Демонстрирую ребенку карточку и проговариваем: «Вот это - ЕДА и тут - ЕДА, и тут - ЕДА» и т.д. Вот я показала уже массив отсортированных карт и ребенок начинает понимать, что подобное нужно относить к подобному.

Когда же ребенок привыкает к картам, я перехожу к следующему этапу работы - третьему, который называется «сюжетно-ролевая игра». Воспитанник опять рассматривает карты, но я уже специально заостряю внимание на некоторых и выстраиваю вокруг них небольшую театральную сценку и начинаю с ними взаимодействовать. У ребенка с синдромом Дауна нет разделения, где настоящее и нарисованное, для него всё - настоящее. Поэтому, с героями карт мы общаемся, как с живыми.

Что касается обогащения содержания карт, то необходимо действовать от простого к сложному. Сначала беру карточки на которых изображена еда, далее уже подбираю такие, на которых люди в процессе потребления, кормления, либо приготовления блюда. Или в категории «ГРЯЗЬ»: сначала показываю и обыгрываем перепачканных детей, далее усложняю тем, что добавляю перепачканных шахтеров, туристов и т.д. Тем самым картина мира ребенка постепенно обогащается и расширяется. Все эти категории очень важные, они применимы к жизни, они конкретные и встречаются в повседневности воспитанника, В результате использования данного метода в коррекционно-развивающей работе с ребенком, имеющим синдром Дауна, отмечается стойкая положительная динамика в развитии компонентов познавательной деятельности.

Система «Нумикон» Ребенку с синдромом Дауна очень тяжело даются знания из области математики, даже ее начальные навыки, необходимые в повседневной жизни. Я работаю с конструктором «Нумикон» - это набор учебного материала и специально разработанная методика для работы с детьми при обучении основам математики. Числа в наборе наглядного материала представлены формами-шаблонами, окрашенными в разные цвета, что делает их доступными для зрительного и тактильного восприятия. В набор входят цветные штырьки, панель и карточки с заданиями. Манипуляции ребенка с деталями приводят к тому, что действия с числами становятся наглядными и осязаемыми. Это позволяет успешно обучить детей с синдромом Дауна основам математических знаний. Таким образом, опыт моей работы убеждает в том, что возможности воспитанника с синдромом Дауна не ограничены узким кругом бытовой лексики, навыками элементарного самообслуживания и овладения каким-нибудь не сложным процессом. Способность к росту и развитию интеллекта у них безусловно шире, чем это принято считать.

-Спасибо за внимания.

- Отвечу на все Ваши вопросы.

13.05.2022г.

17.02.2024 18:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!