СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дмитрий Менделеев был последним, ❗семнадцатым ребёнком в семье
Мария Дмитриевна родилась в купеческой семье и получила блестящее образование (пройдя с братом программу гимназии, девочек тогда не обучали в школах). В 16 лет она вышла замуж за учителя гимназии Ивана Павловича Менделеева.
Сначала дела семьи шли в гору: родилось 6 детей, Иван Павлович получил должность директора гимназии. Но интеллигентный педагог нажил себе недоброжелателей. На него начали готовить доносы. Будучи в очередной раз беременной Мария Дмитриевна писала отчаянные письма родным и знакомым и, едва оправившись от родов, объехала с визитами всех влиятельных людей города. В конце концов она добилась для мужа места директора Тобольской гимназии.
Дмитрий Менделеев был последним, семнадцатым❗ ребёнком в семье.Перед его рождением отец ослеп и лишился должности. На его пенсию было невозможно прокормить большую семью. И вновь Мария Дмитриевна устроила всё сама — она договорилась со своим братом, что тот отдаст ей в управление разорившийся стекольный завод.
За несколько лет, благодаря нечеловеческим усилиям, ей удалось добиться невозможного: не имея стартового капитала, поднять фактически мёртвое предприятие. Она стала развивать окружающие деревни — платить жалование крестьянам, прикрепленным к заводу (по тем временам они обычно трудились бесплатно), построила церковь и школу для крестьянских детей. Впридачу к управлению заводом, Мария Дмитриевна занялась сельским хозяйством, разводила скот и птицу, заботилась о детях и слепом муже. И это после 17 родов!
Большое внимание Мария Дмитриевна уделяла образованию детей. Она сама почитала искусство, литературу, науку, и старалась привить детям склонность к учёбе и чтению. Все дети Менделеевых рано учились читать и писать, по вечерам мать собирала семью в гостиной, играла на фортепьяно или читала вслух. Образованием детей занимался и Иван Павлович, профессиональный учитель словесности.
С младшим сыном Димой у матери сложились особенно доверительные отношения. В 3 года он заболел оспой и чуть не умер. В отчаянии его мама проводила часы, читая ребёнку приключенческие книги — всё для того, чтобы вернуть Мите сознание. Тогда же она начала учить ребёнка читать и разбудила его пытливую душу, жаждущую знаний.
Мария Дмитриевна часто брала Митю с собой на завод, где он не мог оторвать завороженного взгляда от работы стеклодувов. Иногда специально для него выдували стеклянный шарик или какую-нибудь фигурку. Все эти фантастические действия мастеров потрясли воображение ребёнка. Именно здесь, наблюдая за чудесными превращениями стекла, будущий гений соприкоснулся с наукой, которой затем посвятил свою жизнь.
Мать хлопотала о его поступлении в Московский Университет, своим примером воспитывала в юном Мите любовь к труду, учению и просвещению.
“Исследование водных растворов по удельному весу” Дмитрия Ивановича Менделеева начинается словами: “Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его взрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы”.
© 2019, Таги-Заде Нажават Казимагомедовна 246