СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход в обучении физкультуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированный подход в обучении физкультуре

Реализация дифференцированного подхода

в обучении школьников физической культуре.

Из опыта работы учителя физической культуры

Сиволнской Н.В.

Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания

Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует принимать во внимание половые и возрастные различия занимающихся.

Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не значат, что эффективна лишь индивидуальная работа. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на группы по полу (мальчики - девочки), внутри этих групп - по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе иного подхода. По результатам предварительного учета, который позволяет получить учителю и учащемуся объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников.

Работая учителем физической культуры, на протяжении восемнадцати лет в школе, я обратила внимание на то, у учащихся, особенно к 6–7-му классу, пропадает интерес к урокам гимнастики. Решила отыскать причину и проанализировав ситуацию, определила, что слабые учащиеся испытывают недостаток умений, поэтому не могут справиться с заданием, а отсюда – не хотят попадать в ситуацию неуспеха на уроках. В результате их интерес к занятиям гимнастикой значительно снижается. Для сильных учащихся, напротив, учебная задача является слишком лёгкой, а потому не развивает их познавательный интерес. Учащиеся же среднего уровня подготовленности оказываются недостаточно мотивированными на гимнастику под воздействием общего настроя. Исходя из этого, я поставил перед собой цель:

  1. Создать такую методику работы по гимнастике, которая учитывала бы все три группы занимающихся, причём с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую.
  2. Найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развитию устойчивого интереса к занятиям физической культуры.

Данную работу начала с параллели 5-х классов. Прежде чем приступить к работе, я чётко распланировала и определила комплекс задач на каждый урок по разделу “Гимнастика”.

Затем приступила к отбору содержания каждого урока, продумала оптимальную дозировку упражнений, наметила организационные формы их проведения. При подборе упражнений, вследствие дефицита учебного времени предпочтение отдала упражнениям, имеющим комплексное воздействие, т.е. одновременно помогающим решать задачи формирования одного или даже двух навыков, и воспитания определённых двигательных и морально – волевых качеств. Далее определила наиболее рациональную последовательность решения задач урока и содержание основной части, так как именно в ней решаются главные из них. Обучение новому или более трудному материалу провожу в первой половине основной части урока. Для решения каждой поставленной задачи подбираю определённые упражнения, порядок их проведения, дозировку. Также необходимо продумать метод организации учащихся, для более рационального использования учебного времени.

Ю.Г.Коджаспиров сказал: “Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через “Не хочу!”, стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по принуждению”. Данную работу начала с параллельных пятых классов.

Моя работа основана на дифференцированном подходе к учащимся. В начале прохождения программного материала по разделу “Гимнастика”, учащиеся были разделены по отделениям, в каждом из которых были дети разного уровня подготовленности. Работу по отделениям организовала таким образом:

а) комплектование отделений осуществлялось, исходя из интересов и возможностей ребёнка;

б) выбирался командир отделения, причём в каждой серии уроков он менялся и в результате каждый побывал в роли командира отделения;

в) задачей командира отделения была страховка, помощь, исправление ошибок товарищей по отделению;

г) уровень заданий (комбинаций) подбирался с учётом индивидуальных способностей детей;

д) если у занимающегося слабой группы комбинации на снарядах получались, то ему предлагалось выполнить упражнения следующей – средней группы, и т. д. в отношении других групп.

В программу включил три вида гимнастических упражнений: у девочек – акробатике, упражнения на бревне в равновесии и опорный прыжок; у мальчиков – на перекладине, акробатике, опорный прыжок. Составила комбинации не только для девочек и мальчиков, но и для слабых, средних и сильных учеников

Знание анатомо-физиологических особенностей детей и подростков дает возможность более рационально и дифференцированно подходить к проведению уроков. Мой контингент учащихся - средний и старший школьный возраст.

Период среднего школьного возраста (11-14 лет) в процессе созревания организма является переломным. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанными с половым созреванием. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозированной.

В своей работе по темам « Гимнастика» и « Акробатика» я использую элементы программированного обучения. Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на серии учебных заданий, при этом только овладение предыдущей серией дает право переходить к следующей. В этом случае, учебным материалом овладевают все учащиеся (только в разные сроки, в зависимости от индивидуальных способностей каждого). Карточки, с алгоритмическими предписаниями по отдельным видам упражнений (Кувырок вперед, подъем переворотом в упор), представляю вашему вниманию.

Так же, по теме «Акробатика» каждому учащемуся 5-7 классов предлагается дифференцированное домашнее задание на развитие гибкости, силы и ловкости.

Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания. Особенно кропотливо ведется работа с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих упражнений.

Кроме того, для слабых учеников и учащихся подготовительной мед группы имеется в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила игры в мини-баскетбол, волейбол», «Приемы самоконтроля», «Органы кровообращения», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц» и т.д.)

Карточки - теория.

Наиболее внимательного и деликатного отношения требуют к себе дети с избыточной массой тела и слабого типа телосложения. Низкие показатели у этих учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально. Положительно влияют на организм таких учеников игры средней и высокой интенсивности, продолжительный бег средней интенсивности.

Что касается школьников подготовительной группы, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, то они занимаются с учащимися основной группы. При изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к ним снижаются.

Так, для учащихся с заболеваниями сердца больше внимания уделяю играм средней интенсивности: различные эстафеты с мячом, различные перебрасывания мяча через сетку и т.д. Для учащихся с заболеваниями бронхов и легких в заключительной части урока требуется больше игр на внимание и наблюдательность; при близорукости полезно заниматься различными подвижными играми. Переключение глаз с одного расстояния на другое способствует уменьшению близорукости. Для этой цели больше подходят: волейбол, баскетбол, футбол.

У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому предлагаю вашему вниманию презентацию «Причины нарушения правильной осанки тела

Не менее важную роль отвожу планированию подготовительной и заключительной части урока, так как считаю, что от того, как начался урок и как был закончен, зависит успех урока. За годы своей работы с детьми я пришла к выводу, что одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, могут являться подвижные игры, поэтому я включаю их в подготовительной и заключительной части урока. Игра позволяет сделать процесс обучения для детей более интересным, так как дети редко утомляются от физических нагрузок, их утомляют монотонность, однообразие. Необходимо сочетать в процессе обучения постоянное, неизменное, с элементами новизны.

Хорошее начало урока – игра “Класс, смирно!” Причём, чем старше дети, тем с большим удовольствием они играют и с меньшим удовольствием проигрывают. Задача – заставить ошибаться, возможно, большее число детей. В любом случае результат положительный. Если много проигравших – значит, ученики плохо слушают учителя и есть резерв для роста; если проигравших мало – класс внимательно слушает учителя, поэтому можно переходить к более сложным задачам.

В заключительной части урока проводятся игры средней и малой подвижности, их задача приведение организма в относительно спокойное состояние, способствующие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока. Прибегнув к игровому методу ведения урока, ход урока не нарушается, а дети активизируются на выполнение поставленной задачи, повышается интерес к выполнению задания. Дети начинают не просто выполнять, но и думать.

Также при проведении уроков гимнастики необходимо использовать музыку, как стимулятор работоспособности в процессе учебной деятельности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения и связывать его с выполняемой работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательной и менее утомительной, чем обычно. Роль положительных эмоций на уроке физической культуры, посредством подвижных игр и музыкального сопровождения, как средства повышающего работоспособность и в тоже время прививающего устойчивый интерес к занятиям велика. Академики Л.А.Орбели, П.К.Анохин опытным путём подтвердили, что положительная эмоция не только радует человека, но одновременно эффективно стимулирует его мышечную деятельность. Если в результате предшествующей деятельности возникает положительная эмоция, то она сама оказывается дополнительным стимулом к новой, более интенсивной деятельности.

Дифференцированный подход осуществляется по трем направлениям: 1. Изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся: а) изучение возрастных, половых и морфофункциональных особенностей учащихся; б) учет данных медицинского осмотра; в) учет показателей контрольных данных; г) анализ состояния здоровья, степени овладения умениями и навыками. 2. Управление деятельностью учащихся: а) распределение учащихся на группы; б) определение физической нагрузки; в) дифференциация содержания, объема и интенсивности учебной и тренировочной нагрузки; г) организационно-методические мероприятия. 3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся: а) разработка индивидуальных заданий; б) определение индивидуальных подходов к оценке динамики индивидуальных результатов;

в) разработка системы дифференцированных домашних заданий; г) составление карточек-заданий для групп учащихся.

Категория: Физкультура
05.03.2018 13:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!