СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На сегодняшний день развитию детско-юношеского туризма в Мурманской области уделяется достаточно внимания. При Государственном автономном учреждении дополнительного образования Мурманской области «Мурманский областной центр дополнительного образования «Лапландия» с сентября 2016 года создано Методическое объединение педагогических работников сферы дополнительного образования детей Мурманской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности. В течение всего 2016/2017 учебного года проходили ежемесячные заседания объединения, на которых решались многие вопросы касающиеся детского туризма. Это помогло сблизить педагогов-туристов Мурманской области и привлечь их внимание к совместному решению проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Что-то удалось решить, кое-какие вопросы находятся в данный момент под контролем. Я же в своем выступлении хочу затронуть проблему, и как выяснилось, не я одна с ней столкнулась в свое время – это полный негласный запрет на развитие в сфере детско-юношеского туризма Мурманской области такого вида как водный туризм.
Проблема эта не беспочвена – она вытекает из ряда других проблем. Все мы помним трагедию, которая произошла в июне 2016 года в Карелии на Сямозере. Эта трагедия – результат многолетней некомпетентности и безразличия со стороны органов власти и контролирующих органов к туристско-краеведческой деятельности в системах летнего оздоровительного отдыха детей и детского коммерческого туризма. В этих областях, как показала печальная действительность, деятельность осуществляется людьми далекими от понятий связанных с детским спортивным туризмом, и вопросами безопасности в частности. Ни в одном нормативно-правовом документе, касающемся вышеуказанных сфер деятельности не фигурирует такое понятие как «Инструктор детско-юношеского туризма».
Должность «Инструктор детско-юношеского туризма», которая ранее числилась в таблице классификации должностей по группам персонала работников образовательных учреждений как «учебно-вспомогательный персонал», с 2010 года вообще бесследно пропала из этого списка, вместо того чтобы, по моему мнению, перейти в группу педагогического персонала. После трагических событий 2016 года эта проблема поднята и решается на Федеральном уровне. Я думаю, что система подготовки туристских кадров в нашей стране и в Мурманской области в частности скоро выйдет на должный уровень.
Вернемся к обозначенной мной проблеме – развитие детского водного туризма в Мурманской области. Я считаю, что в принятии какого-либо решения всегда в первую очередь нужно руководствоваться положительным опытом, при этом учитывая ошибки, совершённые другими. И такой положительный опыт есть.
С 2000 года в Карелии на берегу Мергубского озера начал и по сей день продолжает функционировать детский лагерь «Большое приключение», основанный известными российскими путешественниками Дмитрием и Матвеем Шпаро. Начинали они, как это не покажется странным именно с водных походов. Почему, спросите вы? Да потому, что водный туризм – это самый доступный вид туризма для лиц с ограниченными возможностями по здоровью. И именно дети из этого контингента стали первыми участниками Всероссийского проекта «Лагерь «Большое приключение» в Карелии». Сейчас это круглогодичный лагерь, в котором дети совершают пешие, водные, велосипедные, лыжные, комбинированные путешествия, походы с хаски.
Я могу бесконечно долго рассказывать о нем, потому что сама там работала несколько лет подряд инструктором детско-юношеского туризма (водила детей в водные походы). Не буду доводить до вашего сведения всех подробностей. Скажу только, что Шпаро, создавая этот проект, продумали все до мелочей: начиная от выбора места под базовый лагерь, и кончая подготовкой кадров для работы в нем. Именно с их подачи семинар инструкторов детско-юношеского туризма, который они проводят совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения стал Всероссийским ежегодным престижным мероприятием. Все участники, прошедшие этот семинар получают не только бесценный багаж знаний из области туризма, педагогики, психологии, опыт работы с различными категориями детей, но и целый пакет дидактического материала, корочки «Инструктора детско-юношеского туризма», справку об участии в водном походе 2 категории сложности, корочки Красного креста по оказанию первой помощи. И именно потому, что деятельность лагеря «Большое приключение» грамотно организованна специалистами, летом 2016 года ни кто из родителей не отказался от взятых путевок. Больше того, путевки в «Большое приключение» раскупались со стремительной быстротой. А стоимость их не малая.
Я считаю, что Министерству образования и науки Мурманской области стоит взять на вооружение положительный опыт организации водных походов с детьми именно на примере этого лагеря. Рано или поздно мы все равно к этому придём.
Давайте обратим наше внимание на новую систему поощрения в детско-юношеском туризме.
Нормативы отличительных знаков в сфере детского туризма.
Туризм |
|
Краеведение |
Спортивный разряд |
|||||||
Название ступени |
Однодневные походы (кол-во) |
Многодневные походы (кол-во) |
Степенные походы (кол-во) |
Категорийные походы |
Количество видов туризма (минимум) |
Количество районов походов (минимум) |
Участие в экскурсиях и других краеведческих мероприятиях |
Наличие спортивного разряда по спортивному туризму |
||
Категория |
Количество |
|||||||||
«Первый поход» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Юный путешественник» 1-й ступени |
3 |
|
|
|
|
1 |
1 |
+ |
Совершить одну экскурсию |
|
«Юный путешественник» 2-й ступени |
3* |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
+ |
Совершить три экскурсии |
|
«Юный путешественник» 3-й ступени |
1* |
3 |
|
|
|
1 |
1 |
+ |
Совершить пять экскурсий |
|
«Юный путешественник» 4-й ступени |
|
2* |
1 |
|
|
|
|
|
Участие в школьных мероприятиях |
|
«Юный путешественник» 5-й ступени |
|
1* |
2 |
|
|
1 |
1 |
+ |
Участие в школьных мероприятиях |
3-й юношеский разряд |
«Юный путешественник» 6-й ступени |
|
|
3 |
|
|
1 |
2 |
+ |
Участие в муниципальных мероприятиях |
2-й юношеский разряд |
«Юный путешественник» 7-й ступени |
|
|
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
+ |
Участие в региональных мероприятиях |
1-й юношеский разряд + поход 1-й к.с. |
«Юный путешественник» 8-й ступени |
|
|
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
+ |
Участие в региональных мероприятиях |
3-й взрослый разряд + выполнить требования по количеству районов и видов туризма |
«Юный путешественник» 9-й ступени |
|
|
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
+ |
Участие в региональных мероприятиях |
|
«Юный турист» 3-й степени |
|
|
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
или |
Участие в региональных мероприятиях |
|
«Юный турист» 2-й степени |
|
|
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
или |
Участие во Всероссийских мероприятиях |
|
«Юный турист» 1-й степени |
|
|
2 |
1 |
2 |
3 |
5 |
или |
Призёр Всероссийских мероприятиях |
2-й взрослый разряд |
2 |
1 |
|||||||||
Примечание: Под степенными походами понимаются походы любой степени сложности. *) - выполнение норматива по туризму необходимо только для обучающихся, не выполнивших нормативы предыдущей ступени. |
Для того чтобы учащемуся получить звание «Юный турист» 1 степени, ему необходимо совершить как минимум пять походов. При этом походы должны быть как минимум трех видов, и совершаться они должны в пяти районах Российской Федерации. После пешего и лыжного туризма, водный туризм – это, на мой взгляд, наиболее доступный вид с учетом нашего местоположения.
Да и природа Мурманской области, окрестностей города Мончегорска просто создана для занятий водным туризмом с детьми. Озеро Лумболка идеально подходит для проведения занятий, а по озеру Имандара для совершения несложных водных путешествий приезжают группы из Санкт-Петербурга и Москвы. Существуют уже проверенные маршруты с подробным описанием по рекам и озёрам Мурманской области. Есть специалисты - инструктора по водному туризму с опытом работы в лагере «Большое приключение», и при желании, их может стать намного больше.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Мурманской области, в частности в городе Мончегорске, есть все перспективы для развития водного туризма в детско-юношеской сфере. А при наличии возможностей, любую проблему можно решить. Главное – выбрать правильный и верный подход, подготовить надёжных квалифицированных специалистов, руководствоваться положительным опытом в этой области, и, конечно же, самое главное, думать о детях. А что касается запретов – это наиболее лёгкое решение всех проблем!
© 2018, Шедова Екатерина Борисовна 695