СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный подход пр иизучении биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностый подход при обучении биологии. Стратегической целью модернизации российской системы образования на этапе школьного обучения является обеспечение нового современного качества образования, ориентированного у молодого поколения ключевых компетенций: универсальных учебных действий, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемых. Достижение этой цели не представляется возможным без действенной реализации в современной российской школе дидактического принципа как деятельного подхода при обучении и связи обучения с жизнью. Принцип деятельного подхода выступает инструментальным выражением процесса формирования позитивного социального опыта учащихся в школе. Он включает в себя объективное требование отразить в содержании образования социальный заказ общества на становление и развитие социально активной и социально зрелой личности современного российского школьника. В результате реализации данного принципа происходит «приобщение учащихся к обобщенному и систематизированному опыту человечества» [2, с.192], на основе знания теории, соединенной с личной практикой в различных видах деятельности. Мощный методический ресурс для реализации деятельного подхода имеется в процессе получения школьниками биологического образования, так как именно изучение биологических явлений и объектов, окружающих ученика, предусматривает тесную связь между овладением школьниками теоретическими разделами школьной программы и их участием в различных видах практической деятельности.

1 Цели, задачи, ведущие требования методики. Действенная реализация принципа деятельного подхода в условиях модернизации школьного биологического образования в стране должна отразиться в соответствующей методике, ведущие цели и задачи которой ориентированы не только на закрепление и систематизацию полученных знаний и овладение практическими умениями, но и на формирование опыта самостоятельной деятельности в изучении природных явлений и объектов, повышение личной ответственности обучаемых по отношению к окружающему миру. В этой связи данная методика признана активизировать самостоятельную работу учащихся, обеспечить тесную взаимосвязь между различными универсальными видами учебной и внеурочной деятельности, усилить роль и значение практики в процессе обучения. Ведущими требованиями при использовании данной методики являются: максимально полное использование опорных знаний учащихся, полученных в семье, школе, при общении с другими детьми и взрослыми по изучению биологических явлений и объектов; расширение источников информации; активизация учебной деятельности учащихся перед усвоением нового материала путём целенаправленной их подготовки через систему предварительных заданий, упражнений, самостоятельных работ, постановку проблемных вопросов или решении познавательных задач; признание приоритетности практических методов обучения; организации постепенного перехода от репродуктивного через продуктивный к творческому уровню выполнения учащимися всех видов деятельности; 2

наличие в школе минимально необходимой для преподавания биологии материальной базы. Комплексный подход всех вышеперечисленных требований данной методики позволит перейти к действенной реализации принципа связи обучения с жизнью и деятельному подходу при обучении биологии. Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации самоопределению личности? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» Только в результате деятельности самого ребёнка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками-писал А.Н.Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.

Категория: Биология
29.10.2015 23:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!