СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическое пособие для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста «Бизиборд или Волшебная доска»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация.

Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Оно реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с данным пособием формирует познавательные интересы и действия ребенка в различных видах деятельности и направлена на развитие мелкой моторики дошкольников, речи, внимания, мышления, обогащает представления об окружающей действительности. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в обучении детей от 2 до 4 лет по образовательной программе «Радуга» (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. Научный руководитель Т.Н. Доронова) – «Как научиться застегивать одежду», темы «Счет до пяти», «Предметы вокруг нас», «Мой дом», «Безопасность дома», «Мир человека (ознакомление с предметами окружающего рукотворного мира), «Оденемся сами», демонстрационные опыты.

В основе данного дидактического пособия лежит идея бизиборда-«развивающей доски", изобретенной известным итальянским педагогом и учёным Марией Монтессори. Основной принцип ее образовательной системы заключается в саморазвитии ребенка, т.е. ребенок сам выбирает себе занятие и путем проб и ошибок познает суть вещей и явлений, знакомится с функциями тех или иных механизмов и приспособлений. Задача педагогов сводится к организации безопасности ребенка, дружественной атмосферы и обеспечению необходимыми приспособлениями и игрушками.

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Основные задачи младшего дошкольного возраста - это развитие мелкой моторики, формирование определенных умений, знаний и навыков, обогащение познавательной сферы ребенка.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики, так же она непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.).

Дидактическое пособие помогает реализовать требования ФГОС:

  • насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
  • безопасность - предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования;
  • трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
  • доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам.

Цель пособия: создать условия для развития мелкой моторики рук, а также сенсорного и познавательного развития детей.

Задачи.

  1. Развивать мелкую моторику, речь, воображение, мышление, фантазии, сенсорную память, усидчивость.
  2. Развивать тактильные ощущения.
  3. Закреплять представления о свойствах предметов.
  4. Совершенствовать навык самообслуживания – самостоятельно одеваться и раздеваться.

Предполагаемый результат.

Познавательное развитие:

- сформированы знания о бытовых приспособлениях;

- расширены знания о видах застёжек;

- сформированы первичные представления о себе;

Сенсорное развитие:

- сформированы сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

- скоординированы движения пальцев рук.

Речевое развитие:

- активизирован и обогащен словарь ребенка в соответствии с возрастом

В перспективе данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей усложнятся дидактические задачи и дополнится вспомогательный материал новыми играми, игрушками и развивающими элементами.

Характеристика дидактического пособия.

Данное пособие представляет собой доску мдф размером 57смх57см с различным наполнением.

ЭЛЕМЕНТЫ БИЗИБорда

ЦЕЛИ

Выключатели, розетки, тумблеры

Развитие мелкой моторики, развитие познавательных интересов, мышления, усидчивости

Защелки, замочки, крючки

Развитие мелкой моторики, ловкость рук, логическое мышление, усидчивость

Прищепки

Развитие мелкой моторики, усидчивость, самостоятельность, внимание, сенсорное развитие ребенка, развитие координации, развитие математических способностей

Замок «молния», липучки, пряжка – застежка «Фастекс», шнуровка

Развитие ручной умелости, воспитание навыков самообслуживания, развитие сгибательных и разгибательных движений кистей рук, развитие целенаправленности действий

Мебельные колесики

Развитие мелкой моторики, гибкость кисти, ловкость пальцев, поднятие настроения

Счеты

Формирование представления о понятиях «много», «мало», «один», закрепление счета

Картинки на тему «Счет до 5»

Развитие познавательного интереса,

Колокольчики, свисток

Развитие мелкой моторики, гибкость кисти, ловкость пальцев

Доска из мдф хорошо обработана во избежание ссадин, заноз, порезов, острые углы закрыты специальными резиновыми накладками, все детали надежно закреплены, элементы, которые возможно снять, безопасны.

Бизиборд имеет жесткое крепление к стене, однако он мобилен (воспитатель может его снимать и переносить с места на место с помощью ручки, по весу он достаточно легок. Пособие находится в свободном и доступном пользовании.

Для педагогов дошкольных образовательных организаций предлагается перечень игр, которые будут способствовать достижения наилучших результатов в познавательном и сенсорном развитии младших дошкольников в результате использования дидактического пособия.

Игра «Открой замочки». Все дети любят возиться с разными замочками и ключиками: открывают и закрывают их.

Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление.

Игра «Найди такого же цвета». Цель: Формировать умение детей различать и называть основные цвета, сравнивать предметы по цвету.

Игра «Много, мало». Цель: формировать представления о понятиях «много», «мало», «один».

Словесная игра «Кто больше назовет действий». Цель: развитие познавательных способностей.

Игра «Назови и покажи». Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие названия предметов, используемых в быту.

Игра «Найди на ощупь». Цель: развитие сенсорной практики, навыка определять знакомые предметы на ощупь.

«Застежки-Расстежки». Цель: развивать навыки самообслуживания.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155;
  2. Планирование на каждый день. Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников по программе «Радуга». Вторая младшая группа./авт – сост. Н.А. Мурченко, Ю.П.Поминова. –Волгоград: Учитель, 2015.
  3. Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга». Вторая младшая группа/авт. – сост. С. В. Шапошникова. –Волгоград: Учитель, 2010.
  4. https://vseprorebenka.ru/razvitie/igry/bizibord-razvivayushhaya-doska.html

07.02.2023 22:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!