СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель:
подростков и составить представление об их качественных особенностях;
Задачи:
социальных навыков.
Показатели воспитанности:
- отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям
- активная жизненная позиция
- направленность личности
- сознательная саморегуляция поведения и самоорганизации деятельности в отношении к учебному труду, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям (Н.П. Капустин, М. Шилова и др.);
- согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением (А.К. Маркова, Н.Е. Щуркова).
В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности уровня воспитанности:
1) мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;
2) система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;
3) уровень сформированности нравственной культуры.
Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности
Данный метод направлен на определение нравственной воспитанности учащихся. Для его проведения предварительно готовятся бланки в целях более удобного подсчёта результатов. Учащимся будет предложено выбрать один из трех вариантов и выделить его.
При проведении тестирования необходимо указать фамилию и имя, половую принадлежность и возраст.
Важно, чтобы во время тестирования была создана атмосфера, способствующая сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы для проведения данной методики:
1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение.
2. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.
3. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они пожилые. Что делаете?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
4. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
в) не знаю, может мне тоже будет очень нужно.
5. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
а) они мои, раз я их нашёл;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть возьму себе.
6. Какой из трёх предложенных видов путешествия с родителями Вы выберете?
а) по России;
б) по экзотическим странам;
в) по одной из ведущих развитых стран.
7. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что Вы предпримите?
а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
8. Некий волшебник предлагает Вам исполнить все желания, что Вы ответите этому волшебнику?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
9. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют ответ;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
10. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придётся;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо
11. Вы с семьей собрались ехать на дачу в солнечный тёплый день. Вдруг друзья зовут Вас погулять. Что предпримите?
а) еду на дачу согласно плану;
б) не еду, остаюсь, конечно;
в) жду, что скажут мои родители.
12. Вы решили завести собаку. Какой из трёх вариантов Вас устроит?
а) бездомный щенок;
б) взрослый пёс с известным Вам нравом;
в) дорогой щенок редкой породы.
13. Вы собрались отдыхать после учёбы. И вот говорят: «Пойдем погуляем с друзьями». Как реагируете?
а) напоминаю о своем отдыхе;
б) погуляю;
в) посмотрю, что скажут остальные
14. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как Вы к этому относитесь?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения;
в) разрываю связь.
15. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. что делаете?
а) играю, конечно;
б) разумеется, не играю;
в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу предлог увильнуть от игры
16. Вы с вашими родителями задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтёте?
а) помочь приготовить все блюда;
б) отказаться готовить;
в) пригласить гостей на кофе.
17. Вдруг Вы узнаёте, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, строю планы самообразования;
в) буду ожидать новых сообщений.
18. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и меня есть свои достоинства;
в) я, как все, аплодирую.
19.Когда наступает Новый год, о чём чаще всего думаете?
а) о новогодних подарках;
б) о каникулах и свободе;
в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
20. Какова роль музыки в Вашей жизни?
а) она мне нужна для танцев;
б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
в) она мне просто не нужна.
21. Уезжая надолго из дома, как вы себя чувствуете вдали?
а) снятся родные места;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал (не замечала).
22. При просмотре телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
а) нет, если мои дела идут хорошо;
б) да, в настоящее время довольно часто;
в) не замечал (не замечала).
23. Вам предлагают послать книги в далёкое горное село. Что делаете?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных мне книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
24. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имён великих людей?
а) да, безусловно могу;
б) нет, на свете много интересного;
в) не задумывался (не задумывалась), надо посчитать.
25. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) глубоко удовлетворён и не перестаю удивляться.
Обработка полученных данных.
Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Показателем, который свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 9 баллов и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 3, 4, 14, 15, 17, 21, 25
Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 15, 13, 16, 18. 20, 22, 23
Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 19, 24,
Показателем, который свидетельствует о пониженном уровне нравственной воспитанности количество выборов от 9 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 21, 25.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.
© 2021, Шипицина Наталия Дмитриевна 286