СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чудесный мир классики

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Этап

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны лежать пенал, учебник.

- И хочу я начать урок с пословицы:

«Мало уметь читать, надо уметь думать».

- Как вы её понимаете?

- Значит, к чему мы должны стремиться на уроках литературного чтения?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку.

Читают.

Объясняют.

- Нужно уметь не только читать, но и понимать смысл прочитанного.

Р: осуществлять волевую саморегуляцию.

К: владеть диалогической формой речи.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Наглядный (демонстрация)

Словесный (беседа)

Словесный (слово учителя)

Наглядный (демонстрация)

- Для начала выполним упражнение на дыхание. Встаньте прямо, плечи расправьте. Представьте, что на ваш День рождения вам подарили огромный торт со свечами и вам нужно их задуть. Поставьте руки так, будто взяли свой торт, сделайте вдох через нос, задержите ненадолго дыхание, а потом на выдохе задувайте свечи на торте. Посмотрите, как это сделаю я.

- А теперь выполним речевую разминку. Прочитаем скороговорку, сначала беззвучно, четко проговаривая слова:

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Нынче волчата галдят, как галчата,

И, как волчата, галчата молчат.

- Теперь прочитайте скороговорку медленно шепотом.

- Прочтите быстрее обычным голосом.

- А теперь попробуйте прочитать скороговорку радостно, весело.

-Итак ребята, мы немного размялись, пора начинать наш урок! Но прежде, чем мы узнаем что-то новое, вам необходимо вспомнить уже изученный материал.

-Ребята, кто может мне ответить, чем отличается волшебная сказка от рассказа?

-Все верно, а кто может мне сказать название какой – нибудь волшебной сказки.

-Кто приведет примеры рассказа?

-Ребята, давайте вспомним, кто такие писатели классики?

-Все верно! Ребята, сегодня мы открываем новый раздел в литературном чтении. Откройте учебник на странице 29.

Выполняют упражнение на дыхание, ориентируясь на инструкции учителя.

Выполняют речевую разминку, ориентируясь на инструкции учителя.

- В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения. В волшебную сказку входит: зачин, помощник, волшебные предметы, концовка, превращения, троекратные повторы.

-А рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительные события. В рассказ входит: Одно событие, реальные события, описание, персонажи.

-«Василиса Прекрасная, «Царевна – лягушка» и тд.

«Каштанка», «Барбос и Жулька».

— Это писатели, которые представляют собой ориентир, идеал. Люди, которые вдохновляют и остаются в сердцах на много лет.

Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии и творчестве писателе – классиков.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: владеть диалогической формой речи.

К: слушать и понимать речь других.

К: слушать и понимать речь других.

К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Наглядный (демонстрация)

- Кто хочет прочитать название нашего раздела?

-Может ли быть этот раздел темой нашего урока?

-Тогда предлагаю определить цель нашего урока. Какие будут у вас предположения?

- Чудесный мир классики.

-Да.

-Познакомиться с новым разделом.

К: владеть диалогической формой речи.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: осуществлять синтез как составление целого из частей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

- А сейчас посмотрите на слайд, кажется, задачи нашего урока перепутались. Расставьте их в правильном порядке.

- Могут ли эти задачи быть планом урока?

- Тогда какой пункт мы с вами уже выполнили?

- Что нам нужно еще сделать?

1. Вспомнить уже изученный материал в новом разделе.

2. Вспомнить биографию писателей-классиков.

3. Рассмотреть выставку книг.

-Да.

-1.

-Выполнить оставшиеся 2 пункта плана.

Р:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К: владеть диалогической формой речи.

5. Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Наглядный (демонстрация)

Словесный

(беседа)

Словесный (беседа)

Сейчас предлагаю сыграть в игру: «Биография». Ваше задание: прочитать отрывок из биографии поэта или писателя и узнать о ком идёт речь.

1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало.

2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных.

3. Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении.

4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом, публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте.

5. В дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер, принимавший участие в войне на Кавказе и написавший стихотворение «Смерть поэта». Впервые поэт решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет.

-Мы вспомнили имена классиков русской литературы и теперь должны вспомнить их замечательные произведения, с которыми мы познакомились на уроках чтения. Но перед эти проведем физминутку.

Физминутка

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется (потягивания — руки вверх). Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки, (круговые движения руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли (наклоны вперёд) Вправо-влево, взад-вперёд — Так деревья ветер гнёт (наклоны туловища вправо-влево, вперёд-назад).

-По желанию читают со слайда текс и предполагают, кто же это может быть.

- Пётр Павлович Ершов

-Александр Сергеевич Пушкин

-Лев Николаевич Толстой

-Антон Павлович Чехов

-Михаил Юрьевич Лермонтов

Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии и творчестве писателе- классиков.

К: владеть диалогической формой речи.

К: владеть диалогической формой речи.

К: владеть диалогической формой речи.

К: слушать и понимать речь другого.

К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)

Частично-поисковый (анализ текста)

Наглядный (демонстрация)

Словесный (беседа)

- И так, следующая игра «Разминка». Вам нужно соединить имя автора и название произведения, которое он написал. (слайд с перепутанными фио писателе и их произведениями).

-Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами виртуальная выставка книг. Кто хочет прочитать название данных произведений?

-Если среди этих книг ваша любимая? Есть ли книга, которая нравится из-за иллюстрации? Кто помнит о чем та или иная книга?

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю.Лермонтов

«Ашик-Кериб».

А.П.Чехов «Мальчики».

П.П. Ершов

«Конек – Горбунок».

Л.Н. Толстой «Детство».

-Детство, Сказки, Каштанка, Ашик – Кериб.

-Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся получат возможность научиться использовать простейшие приёмы анализа.

П: осуществлять поиск необходимой информации.

П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков.

К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

-Ребята, сейчас у вас на столах лежит самостоятельная работа.. Ваша задача, внимательно прочитать задание и выполнить его. Затем мы проверим.

Задание1

Продолжи имя и отчество знаменитых писателей.

1.Пушкин

2. Ершов

3.Толстой

4.Лермонтов

Задание 2

Допиши недостающие составные волшебной сказки.

Задание 3

Продолжи предложение.

Писатели–классики – это

Задание 4

Допиши недостающие составные рассказа.

-Выполняют задания.

Читать (вслух) выразительно поэтические произведения после предварительной подготовки.

К: работать в парах и группах.

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Р: осуществлять контроль деятельности.

П: осуществлять синтез как составление целого из частей.

8. Включение в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)

- Ребята, кто может напомнить цель нашего урока.

-Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили?

-А почему их называют писателями - классиками?

-Можем ли мы сказать, что цель нашего урока выполнена? (познакомиться с новым разделом).

-Также вернёмся к плану урока, он представлен на лесенке успеха. Выполнили ли мы первую задачу? Вторую? Третью?

-О писателях – классики.

- Потому что, это писатели, которые представляют собой ориентир, идеал. Люди, которые вдохновляют и остаются в сердцах на много лет.

-Да.

П: осуществлять обобщение изученного.

К: владеть диалогической формой речи.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

-Ребята, у вас на столах лежат кружочки красного и зеленого цвета. Поднимите зеленый круг, если вам понравился урок, и вы все усвоили. Поднимите красный круг, если урок вам не понравился, и вы ничего не поняли.

- Урок окончен, до свидания.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: осуществлять самооценку деятельности.

К: владеть диалогической формой речи.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

10.12.2023 17:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!