СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность Обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П, Р, К) |
Личностные |
||||
1. Мотивация к учебной деятельности |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны лежать пенал, учебник. - И хочу я начать урок с пословицы: «Мало уметь читать, надо уметь думать». - Как вы её понимаете? - Значит, к чему мы должны стремиться на уроках литературного чтения? |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку. Читают. Объясняют. - Нужно уметь не только читать, но и понимать смысл прочитанного. |
Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: владеть диалогической формой речи. |
||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Словесный (слово учителя) Наглядный (демонстрация) |
- Для начала выполним упражнение на дыхание. Встаньте прямо, плечи расправьте. Представьте, что на ваш День рождения вам подарили огромный торт со свечами и вам нужно их задуть. Поставьте руки так, будто взяли свой торт, сделайте вдох через нос, задержите ненадолго дыхание, а потом на выдохе задувайте свечи на торте. Посмотрите, как это сделаю я. - А теперь выполним речевую разминку. Прочитаем скороговорку, сначала беззвучно, четко проговаривая слова: Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Нынче волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат. - Теперь прочитайте скороговорку медленно шепотом. - Прочтите быстрее обычным голосом. - А теперь попробуйте прочитать скороговорку радостно, весело. -Итак ребята, мы немного размялись, пора начинать наш урок! Но прежде, чем мы узнаем что-то новое, вам необходимо вспомнить уже изученный материал. -Ребята, кто может мне ответить, чем отличается волшебная сказка от рассказа? -Все верно, а кто может мне сказать название какой – нибудь волшебной сказки. -Кто приведет примеры рассказа? -Ребята, давайте вспомним, кто такие писатели классики? -Все верно! Ребята, сегодня мы открываем новый раздел в литературном чтении. Откройте учебник на странице 29. |
Выполняют упражнение на дыхание, ориентируясь на инструкции учителя. Выполняют речевую разминку, ориентируясь на инструкции учителя. - В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения. В волшебную сказку входит: зачин, помощник, волшебные предметы, концовка, превращения, троекратные повторы. -А рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительные события. В рассказ входит: Одно событие, реальные события, описание, персонажи. -«Василиса Прекрасная, «Царевна – лягушка» и тд. «Каштанка», «Барбос и Жулька». — Это писатели, которые представляют собой ориентир, идеал. Люди, которые вдохновляют и остаются в сердцах на много лет. |
Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии и творчестве писателе – классиков. |
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Наглядный (демонстрация) |
- Кто хочет прочитать название нашего раздела? -Может ли быть этот раздел темой нашего урока? -Тогда предлагаю определить цель нашего урока. Какие будут у вас предположения? |
- Чудесный мир классики. -Да. -Познакомиться с новым разделом. |
К: владеть диалогической формой речи. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять синтез как составление целого из частей. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
- А сейчас посмотрите на слайд, кажется, задачи нашего урока перепутались. Расставьте их в правильном порядке. - Могут ли эти задачи быть планом урока? - Тогда какой пункт мы с вами уже выполнили? - Что нам нужно еще сделать? |
1. Вспомнить уже изученный материал в новом разделе. 2. Вспомнить биографию писателей-классиков. 3. Рассмотреть выставку книг. -Да. -1. -Выполнить оставшиеся 2 пункта плана. |
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К: владеть диалогической формой речи. |
||
5. Реализация построенного проекта |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Словесный (беседа) |
Сейчас предлагаю сыграть в игру: «Биография». Ваше задание: прочитать отрывок из биографии поэта или писателя и узнать о ком идёт речь. 1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. 2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. 3. Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. 4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом, публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. 5. В дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер, принимавший участие в войне на Кавказе и написавший стихотворение «Смерть поэта». Впервые поэт решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. -Мы вспомнили имена классиков русской литературы и теперь должны вспомнить их замечательные произведения, с которыми мы познакомились на уроках чтения. Но перед эти проведем физминутку. Физминутка Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется (потягивания — руки вверх). Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки, (круговые движения руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли (наклоны вперёд) Вправо-влево, взад-вперёд — Так деревья ветер гнёт (наклоны туловища вправо-влево, вперёд-назад). |
-По желанию читают со слайда текс и предполагают, кто же это может быть. - Пётр Павлович Ершов -Александр Сергеевич Пушкин -Лев Николаевич Толстой
-Антон Павлович Чехов -Михаил Юрьевич Лермонтов |
Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии и творчестве писателе- классиков.
|
К: владеть диалогической формой речи. К: владеть диалогической формой речи. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь другого.
К: владеть диалогической формой речи. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Словесный (беседа) Частично-поисковый (анализ текста) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) |
- И так, следующая игра «Разминка». Вам нужно соединить имя автора и название произведения, которое он написал. (слайд с перепутанными фио писателе и их произведениями). -Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами виртуальная выставка книг. Кто хочет прочитать название данных произведений? -Если среди этих книг ваша любимая? Есть ли книга, которая нравится из-за иллюстрации? Кто помнит о чем та или иная книга? |
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». А.П.Чехов «Мальчики». П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Л.Н. Толстой «Детство». -Детство, Сказки, Каштанка, Ашик – Кериб. -Отвечают на вопросы учителя. |
Учащиеся получат возможность научиться использовать простейшие приёмы анализа. |
П: осуществлять поиск необходимой информации. П: осуществлять анализ с выявлением существенных и несущественных признаков. К: владеть диалогической формой речи. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
-Ребята, сейчас у вас на столах лежит самостоятельная работа.. Ваша задача, внимательно прочитать задание и выполнить его. Затем мы проверим. Продолжи имя и отчество знаменитых писателей. 1.Пушкин 2. Ершов 3.Толстой 4.Лермонтов Задание 2 Допиши недостающие составные волшебной сказки. Задание 3 Продолжи предложение. Писатели–классики – это Задание 4 Допиши недостающие составные рассказа. |
-Выполняют задания. |
Читать (вслух) выразительно поэтические произведения после предварительной подготовки. |
К: работать в парах и группах. К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Р: осуществлять контроль деятельности. П: осуществлять синтез как составление целого из частей. |
|
8. Включение в систему знаний и повторение |
Словесный (беседа) |
- Ребята, кто может напомнить цель нашего урока. -Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили? -А почему их называют писателями - классиками? -Можем ли мы сказать, что цель нашего урока выполнена? (познакомиться с новым разделом). -Также вернёмся к плану урока, он представлен на лесенке успеха. Выполнили ли мы первую задачу? Вторую? Третью? |
-О писателях – классики. - Потому что, это писатели, которые представляют собой ориентир, идеал. Люди, которые вдохновляют и остаются в сердцах на много лет. -Да. |
П: осуществлять обобщение изученного. К: владеть диалогической формой речи. |
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) |
-Ребята, у вас на столах лежат кружочки красного и зеленого цвета. Поднимите зеленый круг, если вам понравился урок, и вы все усвоили. Поднимите красный круг, если урок вам не понравился, и вы ничего не поняли. - Урок окончен, до свидания. |
Оценивают свою деятельность на уроке. |
Р: осуществлять самооценку деятельности. К: владеть диалогической формой речи. |
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
© 2023, Савкина Елизавета Сергеевна 47