СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое социальный проект?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое социальный проект?

  • Сущность и виды социального проектирования
  • Структура социального проектирования
  • Технология разработки социального проекта
  • Основные требования к проекту
  • Типичные ошибки социального проектирования
  • Роль педагога в социальном проектировании
  • Практическое занятие
  • Основные понятия

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях:

  • Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
  • Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
  • Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
  • Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
  • Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования:

  • привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
  • включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

  • повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
  • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
  • закрепление навыков командной работы

Признаки проекта

Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового

Установленные сроки начала и завершения

Определенные ресурсы

Измеряемый продукт или результат

Типология проектов

В разных сферах нашей жизни люди создают проекты, которые помогают им в их деятельности. В соответствии с типом деятельности создается типология проектов:

  • Социальные
  • Оборонные
  • научно-технические
  • технологические
  • космические
  • экономические
  • строительные
  • экологические
  • образовательные

Управление проектом

Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.

Управление включает три основных вида деятельности:

  • планирование
  • организация
  • управление

Планирование

Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.

Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.

Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

Организация

Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.

Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.

Управление

Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:

Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).

Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.

Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

2. Структура социального проектирования

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.

3. Технология разработки социального проекта

План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.

ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.

ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.

ШАГ №3. Определение целей и задач социального проблема.

ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

ШАГ №5. Составление детального плана работы.

ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

ШАГ №9. Составления бюджета проекта.

ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.

Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.

ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.

ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.

ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.

Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.

ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.

ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта

4. Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Ожидаемые результаты.

1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

3. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.

5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

5. Типичные ошибки социального проектирования

- отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;

- переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;

-провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;

- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.

6. Роль педагога в социальном проектировании

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку.

Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.

Электронные адреса :

  • Опыт социального проектирования

http://pedsovet.perm.ru/sections/psec_view.php?psid=84

  • Социальное проектирование школьников

http :// deptno. lipetsk. ru / eduportal / files / socproekt _ rukovod. doc

  • Проектная линия: образец оформления заявки проекта «Нам вместе строить наше будущее»

http://penza.fio.ru/personal/115/4/7/

  • Принципы социального проектирования

www.aspr.ru/page.php?id=55

  • Социальное проектирование: создание системы общественного участия в разработке и реализации стратегического плана http://ano.leontief.ru/modul2.htm
  • http://eidos.ru/dist_teacher/

E-mail: [email protected]

Литература:

• Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. – М., 1996.

• Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. – Минск, 1986.

• Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. – М., 1984.

• Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.

• Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.

• Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996.

• Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. - М.: Наука, 1977.

• Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.

• Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М.: Аланс, 1995.

• Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6.

• Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. – М., 1975.

• Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности (на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) // Дополнительное образование. - №3, 2005. – С. 41-42.

• Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Отв.ред. Т.М.Дридзе. – М.,1994.

• Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников // Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29.

• Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков // Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19.

• Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова. – М-Белгород, 1995.

• Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.

24.11.2015 18:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!