СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Черный опал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЧЕРНЫЙ ОПАЛ.

Черный опал — исключительно красивый драгоценный камень, самая ценная разновидность опала. Отличается великолепной, почти спектрально чистой цветовой игрой. При этом двух одинаковых самоцветов не существует: каждый обладает своей собственной, неповторимой красотой.

Черные опалы только называются таковыми, на самом деле в них часто доминируют темно-синие и зеленые участки окраски. Высоко ценятся самоцветы с золотистыми и красными цветовыми зонами. Но главное достоинство черных опалов — это разноцветные вспышки, которые подобно молниям сверкают на их поверхности. Чем ярче и насыщеннее такая игра цветов, тем дороже стоит камень. Лучшие австралийские самоцветы оцениваются в тысячи долларов за карат.

Цвета у опалов обычно «чистые», то есть длина световых волн, отраженных от поверхности камня занимает очень короткий интервал спектра. Поэтому их иризирующие вспышки больше похожи на цвета радуги, чем на обычную окраску драгоценных камней, которая создается смесью световых лучей с различной длиной волны. Характерные для черных опалов примеси графита, а также железа и титана способствуют поглощению световых волн, чем отчасти и объясняются их темные оттенки. Для описания иризирующих цветовых пятен используется ряд специальных терминов, например: арлекин (harlequin), флэш (flash), флэйм (flame).

В отличии от других разновидностей кварца, опалы имеют аморфное, а не кристаллическое строение. Они состоят из мельчайших шариков кремнезема (глобул), различимых только под электронным микроскопом. Эти сферические частицы образуются при очень медленном испарении воды, следствием которого является увеличение концентрации кремнезема в гидротермальном растворе. Глобулы имеют примерно один и тот же размер и упакованы в строго определенном геометрическом порядке, что особенно характерно для прекрасных черных опалов.

Промежутки между сферическими частицами заполнены водой, воздухом и тем же аморфным кремнеземом. Этот своеобразный затвердевший кремниевый гель с удивительно упорядоченной структурой образуется очень медленно; скорость отложения — около 1 мм за 20 тысяч лет.

Все опалы делят на две категории: обыкновенные и благородные. Главным отличительным признаком последних является игра цветов на поверхности или внутри камня. Пожалуй, единственным исключением являются огненные опалы, которые также относят к благородным, хотя цветовая игра для них и не характерна.

Диаметр глобул благородных черных опалов составляет от 0,15 до 0,45 мкм. Только частицы такого размера способны создавать дифракционные цвета. От размера глобул также зависят окраска и характер иризирующих вспышек. Камни, состоящие из шариков меньшего или большего диаметра не обладают цветовой игрой и их называют обыкновенными опалами. Твердость черного опала: 6. Удельный вес: ~ 2,11 г/см3. Показатель преломления — 1,45. Содержание воды: от 5 до 10%.

Черный опал встречается в США (Невада), Индонезии, Мексике, Эфиопии. Известны находки в Северном Казахстане (Акмолинская обл.), а также в пегматитах Волыни (Украина), где его темная окраска обусловлена органическими примесями. Но единственным реальным источником благородного черного опала является Австралия.

Около 95% всех благородных опалов, поступающих на мировой ювелирный рынок — австралийские. Черные опалы добывают здесь со второй половины XIX века. На мировом ювелирном рынке эти прекрасные камни появились в 1880 годах. Основные месторождения опалов сосредоточены на юго-востоке материковой Австралии и связаны с отложениями мелового периода в районе Большого Артезианского бассейна. Черный благородный опал добывают только в двух м-ниях: Лайтнинг Ридж и Андамука. Первое из них разрабатывается с 1901, а второе — с 1930 года.

Самые известные черные опалы: «Комета Галлея» (2020 кар.), «Царица ночи» (1520 кар.), «Фламинго» (800 кар.). В Смитсоновском институте (Вашингтон) хранится обработанный кабошоном черный опал из Невады — «Рёблинг», названный в честь американского коллекционера минералов В. Рёблинга (Washington A. Roebling 1837 — 1926); вес этого камня — 355,19 кар. А самым знаменитым черным опалом наверное является «Пожар Трои» — камень с ярко-красной игрой цветов, подаренный Наполеоном своей жене Жозефине. Когда-то этот очень красивый самоцвет хранился в Музее истории искусств в Вене, а затем бесследно исчез.

Цветовая игра черных опалов как правило наблюдается в прожилках, толщина которых может составлять от нескольких сотых долей миллиметра до нескольких сантиметров.

Когда такой слой достаточно широкий, камень обрабатывают в виде обычного кабошона. А если иризирующие прослойки для этого слишком тонкие (как это чаще всего и бывает), слой аккуратно выпиливается, шлифуется, а затем наклеивается на подложку. В результате получаются так называемые дублеты. Поверхность таких изделий обычно практически плоская.

Если толщина слоя ещё меньше (сравнима с толщиной листа бумаги), камень шлифуют с обеих сторон, потом его приклеивают на подложку из темной кварцевой породы или черного оникса, а с лицевой стороны накладывают прозрачную пластину из горного хрусталя или стекла. Затем этот своеобразный трехслойный «бутерброд» обрабатывают кабошоном. Такие композитные камни называют триплетами. Их преимущество заключается в том что драгоценный тонкий слой опала надежно защищается от царапин и других неблагоприятных воздействий.

Дублеты и триплеты могут выглядеть не хуже чем настоящие самоцветы, но конечно же ценятся значительно ниже. Чтобы скрыть место склейки опала с подложкой, их обычно помещают в закрытую оправу.

Лицевая поверхность у дублетов обычно практически плоская. Геммологи распознают их с помощью микроскопа, под которым можно разглядеть пузырьки воздуха в клее, соединяющим тонкую пластину благородного опала с нижней частью составного камня. Иногда дублеты пропитывают смолами опала, а клей в них смешивается с измельченным в пыль веществом натуральной подложки. Подобные качественные композитные камни даже эксперты идентифицируют с трудом.

Для того чтобы усилить цветовую игру низкосортных опалов, их иногда пропитывают углеродными частицами или маслом, которое затем выжигают. Такие облагороженные камни имеют те же показатели преломления, но отличаются нетипичной для опалов зернистой структурой, которая препятствует качественной полировке. Цветовые вспышки в них мелки и рассеяны по всей поверхности, в целом напоминая золотистый блеск французской эмали. У настоящего черного опала вспышки более крупные и часто имеют причудливую лентообразную форму.

Иногда пористые светлоокрашенные опалы искусственно окрашивают для имитации черного опала — пропитывают сахарным сиропом и концентрированной серной кислотой (в которой сахар обугливается).

Самой качественной имитацией черных опалов считаются синтетические опалы Пьера Жильсона, впервые полученные в 70-х годах. Отличить их от натуральных самоцветов бывает совсем непросто. В искусственных камнях часто преобладают красные иризирующие вспышки, которые очень редки в натуральных черных опалах. Камни Жильсона обычно более прозрачны и обладают чуть меньшим удельным весом (2,06 против 2,11 г/см у австралийских черных опалов). Они нередко имеют столбчатую структуру, особенно хорошо заметную в бусах.

Зоны окраски на их поверхности распределены слишком равномерно. Под микроскопом на иризирующих участках опалов Жильсона различима так называемая «кожа ящерицы» — края цветовых пятен слишком ярко выражены, чего никогда не бывает у настоящих опалов.

«Кожа ящерицы» на синтетическом черном опале Жильсона.

Как и многие другие синтетические ювелирные материалы, камни Жильсона зачастую слишком красивы для того чтобы быть настоящими.

В качестве недорогой имитации могут использоваться камни Слокума, изготовленные из специального стекла. Показатели преломления и плотность любых стеклянных имитаций всегда выше чем у настоящих опалов. Удельный вес камней Слокума — около 2,5; а индекс рефракции ~ 1,5.

Пластмассовые имитации могут быть очень похожи на настоящие камни, но они чуть ли не вдвое легче натуральных опалов. Их удельный вес: 1,1 — 1,2 г/см3 (у опалов ~ 2,1). Отличить можно и по индексу рефракции (~ 1,49), что несколько выше чем у натуральных опалов (~ 1,45).

К сожалению, прекрасные черные опалы далеко не безупречны. Им присущи характерные для любых опалов недостатки: хрупкость и относительно невысокая твердость. Эти камни редко используют в кольцах, где их легко можно повредить. Кроме того, они очень восприимчивы к воздействию влаги и резким перепадам температуры, от которых они в скором времени «стареют», покрываясь трещинами. Иногда опалы растрескиваются самопроизвольно; причем это может произойти как сразу после обработки, так и через несколько лет после нее.

Однако любые, даже весьма существенные минусы не могут повлиять на популярность этих камней. Их великолепная окраска и невероятная, спектрально чистая цветовая игра с лихвой компенсируют любые недостатки. Благородные черные опалы действительно являются одними из самых прекрасных драгоценных камней, если не самыми прекрасными.

Опал — камень надежды, доверия, любви и сочувствия. Считается, что он поднимает настроение и помогает избавиться от меланхолии. По мнению астрологов, черный опал принесет удачу только тем, кто родился под знаком Скорпиона.

Категория: Всем учителям
28.07.2017 06:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!